В 2022-м году исполнилось бы 100 лет Всеволоду Боброву. Сейчас, когда важность спорта в жизни россиян выделена и жирным, и курсивом, этой легендарной персоне можно было уделить и больше внимания. Правильным стимулам нужны сильные образы.
Даже удивительно, что роль Боброва, едва ли не единственного в мире спортсмена, который одинаково сильно играл и в футбол, и в хоккей, в отечественном спорте оказалась более ценима в Петербурге, где он не выступал, чем в Москве, где в его жизни произошло абсолютно все.
Рабочая группа издания «Петербургский Дневник» при поддержке Общественного совета при Комитете по физической культуре и спорту, Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации выпустила документальный фильм на 37 минут и 37 секунд. И этого времени оказалось достаточно, чтобы напомнить, каким был масштаб личности Боброва.
Коллеги создали фильм о Боброве ритмичным, легко усваиваемым любым возрастом, но в то же время серьезным, не попсовым, что было бы не совсем уместно. Команда «Петербургского Дневника» явно не экономила время на консультациях и организации интервью. Но если комментаторы Геннадий Орлов и Андрей Шестаков (главная линия воспоминаний мэтров – спор, во что все-таки лучше играл Бобров, в футбол или в хоккей, какой вид спорта больше любил и чем отличался от Анатолия Тарасова, как тренер), да и ветеран «Зенита» Вадим Храповицкий все же под боком, то сделать участником фильма Вячеслава Третьяка удалось ценой неоднократных усилий.
Кадры с женой Боброва Еленой Николаевной, пожалуй, стали в фильме самыми захватывающими: Всеволод Михайлович умер в 1979 году, почти половину века назад, а «Лентя» (так называл ее Всеволод Михайлович) не только выглядит как герцогиня с портрета мастеров XIX века, но уверенно и живо доносит до нас, каким был Бобров.
Напрашивающейся можно было бы назвать идею съемок в Сестрорецке, где семья Бобровых жила до войны, но отчего-то никто раньше на этом внимания не заострял, хотя в «спутнике» Петербурга есть не только памятник Всеволоду Михайловичу, но и спорткомплекс его имени, где даже собран посвященный ему мини-музей. Смешно, но находятся местные жители, кто и теперь считает, что детские команды «бобрята» и взрослые «бобры» названы в честь животных, которые здесь когда-то жили. Давно ли бобров видели в реке Сестре?
Поэтому работа коллег не из профильного спортивного издания и вызывает легкую зависть. Значит, где-то не доработали и мы, и другие средства массовой информации, раз в Курортном районе есть градообразующая школа имени великого спортсмена, которая не пустует ни одного часа, а, как принято говорить, количество упоминаний в интернете о ней, в целом, мизерное.
В «Боброве» задействованы и съемки с архивными документами, но без перегруза: куда более острые ощущения дают кадры, как ведущий Кирилл Смирнов заходит в подъезд дома, где жили Бобровы, сидит на кухни, где они готовили себе еду…
На предпоказе «Боброва» в Академической Капелле Санкт-Петербурга его создатели, режиссер Евгений Попов и автор идеи и ведущий Кирилл Смирнов, синхронно попросили об одном и том же: «Если фильм покажется долгим, потерпите, если не понравится – извините». Простите, Евгений и Кирилл, но мне сразу показалось, что это был обязательный реверанс современному миру, где все спешат, не готовы потреблять информацию больше десяти минут, время в футболе должно стать «грязным», а площадки в хоккее – размером с кухню Бобровых в Сестрорецке. Ваши 37,37 о Боброве – лишь малая толика, что можно сделать о человеке, который великолепно играл и в футбол, и в хоккей не только во дворе, но и на лучших площадках и стадионах мира.
И уже за это вам спасибо. Смотреть рекомендуем, извиняться не собираемся.