• В обход конем

    Ситуация

    26.02.11 16:59

    Автор: Спорт день за днём

    Странный все-таки народ эти шахматисты! С одной стороны, умницы, интеллектуалы… С другой, постоянно скандалят и выясняют отношения так, что порой становится стыдно не только за них, но и за шахматы.

    Очередной громкий скандал разгорелся во французском шахматном королевстве. Федерация шахмат Франции (ФШФ) обвинила трех игроков в читерстве (от английского глагола cheat – обманывать, мошенничать) во время проведения шахматной Олимпиады в Ханты-Мансийске. Если обычно шахматные функционеры обвиняют в мошенничестве спортсменов других стран, то на этот раз попались свои. При этом в числе обвиняемых оказалась надежда французских шахмат, 19-летний гроссмейстер Себастьен Феллер, занимающий в рейтинге ФШФ пятое место.

    В заявлении ФШФ не говорится, что же конкретно натворили Себастьен Феллер, гроссмейстер Арно Хошар (16-й номер рейтинга) и международный мастер Сирил Марцоло (46), но можно предположить, что речь идет о подсказках шахматного компьютера.

    Скандал получился таким громким еще и потому, что Себастьен Феллер, в отличие от команды, ставшей десятой, сыграл отлично, заняв на пятой доске первое место с шестью очками из девяти возможных. Так что, если подозрения подтвердятся, то он может лишиться своей малой золотой медали.

    Сам Феллер не намерен молчать. В открытом письме, опубликованном в Интернете, он утверждает, что никаких подсказок не получал и что во всем виновата элементарная месть со стороны президенте ФШФ Жана-Клода Монта. Оказывается, Себастьен осмелился пойти против официальной позиции ФШФ в конфликте между Кирсаном Илюмжиновым и Анатолием Карповым и поддержал на выборах президента ФИДЕ Илюмжинова, а не Карпова. Кроме этого, уверен Феллер, руководство французских шахмат здорово рассердилось на него за то, что он в приватных беседах говорил о финансовых несоответствиях в бухгалтерском учете федерации.

    Вскоре на ту же самую тройку пало подозрение в аналогичном «преступлении» на традиционном Шахматном фестивале в Биле, который состоялся в июле 2010 года и в котором участвовали Феллер с Хошаром, а Марцоло был простым зрителем. На подозрительное поведение французских шахматистов пожаловался в сентябре по электронной почте какой-то аноним. Хотя он и привел показания трех таких же, как и он, анонимных свидетелей, проверить что-либо через месяц с лишним после окончания турнира было крайне трудно. К тому же речь шла о конкретной партии, в которой соперник одного из обвиняемых в читерстве французов не заметил ничего подозрительного.

     

    Так что без особого риска ошибиться, можно предположить – скандал во французском шахматном королевстве далек от завершения…

    Фишер пожертвовал пломбами

    Конечно, были в истории шахмат скандалы и куда громче французского. Взять, к примеру, Роберта Фишера, самого, пожалуй, противоречивого из шахматных королей.

    Фишер неплохо выучил русский язык, чтобы читать шахматную литературу на русском; и не раз бывал в СССР, но к советским шахматистам относился очень враждебно, подозревая их во всевозможных заговорах. К примеру, убедив себя в наличии сговора гроссмейстеров из СССР, он отказался от межзонального турнира в Амстердаме в 1964 году. На межзональном турнире в тунисском Сусе в 1967 году, значительно опережая после 11 туров остальных участников, американец неожиданно отказался играть против латвийского гроссмейстера Гипслиса и поспешно уехал.

    В следующем цикле Фишер выиграл межзональный турнир, опередив ближайшего соперника на 3,5 (!) очка; затем разгромил с сухим счетом Тайманова и Ларсена и наконец победил с внушительным перевесом в четыре очка девятого чемпиона мира Петросяна. Что было на матче претендентов в Рейкьявике, хорошо известно. Несмотря на странный проигрыш первой партии и неявку на вторую, за что ему было засчитано поражение, Бобби не только легко догнал и перегнал Бориса Спасского, но и обеспечил себе победу за три партии до конца состязания.

    Перед тем как лететь в Рейкьявик, Бобби пришел к дантисту и удалил все… металлические пломбы, чтобы русские «злодеи» не мешали ему обдумывать гениальные комбинации, посылая в его мозг через пломбы радиосигналы.

    Дальнейшая судьба шахматного гения не сложилась. Отличавшийся эксцентричным поведением и до Рейкьявика Фишер, став шахматным королем, начал чудить еще больше.

    Через три года он потерял шахматную корону, отказавшись играть с Анатолием Карповым. Непомерные условия, менявшиеся едва ли не каждый день, вывели из себя даже спокойного Макса Эйве, бывшего тогда президентом ФИДЕ. Впоследствии было членство во Всемирной церкви Бога, вытянувшей из него не одну сотню тысяч долларов, многочисленные скандалы и суды. В 1981 году он был даже ошибочно арестован по обвинению в ограблении банка и провел в тюрьме 48 часов.

    В 92-м Бобби нарушил запрет госдепартамента США и сыграл в Сербии матч со своим старым соперником Спасским, после чего в Америке был выписан ордер на его арест.

    Когда Фишера задержали в токийском аэропорту с просроченным паспортом, и ему грозила экстрадиция в Америку, где его ждал суд, у него оставалась одна лазейка – «скосить» под сумасшедшего. Сделать это, кстати, было бы не так уж и трудно…

    Спасский после матча на острове Святого Стефана назвал своего противника вполне нормальным и деловым человеком. Однако предъявленные американцем организаторам матча в Сербии требования заставляют усомниться в этой характеристике. Бобби, например, потребовал 15 вооруженных телохранителей, особый шахматный столик и даже уточнил, какой высоты должен быть унитаз в его номере. Целый день ушел на обсуждение длины… носа шахматных коней, которыми им со Спасским предстояло играть.

    Мекинг молчал, Петросян ногой качал

    В том же 1972 году, когда Фишер чудил в Рейкьявике, не менее захватывающие события развивались на крупном турнире в Сан-Антонио. Бразилец Энрике Мекинг после партии с Тиграном Петросяном жаловался на то, что противник сидел очень тихо, лишь когда обдумывал свой ход. Когда же очередь хода была за противником, он особенно не церемонился: толкал стол ногой, мешал кофе, постоянно меняя ритм движений ложечки, и даже шумно катал по столу монеты. В отместку бразилец начал было кашлять, но глуховатый Петросян отразил атаку, просто отключив слуховое устройство.

    После Фишера большинство скандалов на высшем уровне связано с тремя «К»: Гарри Каспаровым, Анатолием Карповым и Виктором Корчным.

    В первую очередь следует, конечно, нарушив хронологию, вспомнить первый матч Каспарова с Карповым в 1985 году, который игрался до 6 побед и при счете 5:3 в пользу Карпова был неожиданно… прерван. Состояние чемпиона внушало серьезные опасения советским шахматным функционерам, которые уговорили президента ФИДЕ Кампоманеса прервать матч.

    Не менее скандальным оказался еще один матч Карпова, сыгранный им семью годами ранее в 1978 году в филиппинском Багио с Корчным, которого в Советском Союзе после бегства на Запад в 1976-м иначе как предателем и отщепенцем не называли. КГБ тогда отправил на Филиппины солидную делегацию в составе 18 сотрудников, которые должны были любыми путями помешать Виктору Корчному отнять у Карпова шахматную корону.

    Корчной жаловался, что «советские» посадили в первый ряд опытного гипнотизера, который ни на минуту не сводил с него пристального взгляда. Он в свою очередь отправил на первые ряды двух членов секты «Ананда Марга» в ярко-оранжевых балахонах, которые должны были отвлекать внимание Карпова.

    Матч отличался высоким накалом страстей, поэтому в ход шли и далеко не шахматные приемы. Делегация Корчного, к примеру, обвинила Карпова в том, что он получает подсказки от секундантов при помощи разных сортов йогурта. Немецкий арбитр Лотар Шмид отнесся к этому обвинению очень серьезно и решил, что йогурт Карпову следует носить только в четверть восьмого и обязательно одного вида – с черникой. Если же ему захочется подкрепиться другим йогуртом, то советская делегация должна заранее письменно уведомлять об этом арбитров.

    «Туалетная» война

    В XXI веке, конечно, выделяется так называемая туалетная война между Веселином Топаловым и Владимиром Крамником. Во время матча за звание чемпиона мира в Элисте болгары обвинили россиянина в том, что он получает подсказки по электронной связи во время частых посещений… туалета, примыкающего к его комнате отдыха. Туалет являлся единственным местом во дворце шахмат, в котором по понятным причинам не были установлены камеры видеонаблюдения.

    Сильвио Данаилов, менеджер болгарского гроссмейстера, подсчитал, что россиянин ходит в туалет до 50 раз за партию. Крамник оправдывался тем, что привык во время партии много ходить, а прогуливаться в небольшой комнате неудобно.

    Апелляционный комитет ФИДЕ согласился с тем, что Владимир Крамник действительно часто посещает туалет, но, конечно, значительно меньше 50 раз, и постановил закрыть туалеты соперников и обязать их пользоваться общим санузлом.

    Тогда Данаилов заявил, что Топалов не будет пожимать руку Крамника и отказывается участвовать в совместных пресс-конференциях. Наш чемпион в свою очередь демонстративно отказался выходить на сцену, за что ему было засчитано поражение.

    Матч оказался на грани срыва. Лишь ценой громадных усилий оргкомитету и лично Кирсану Илюмжинову удалось уговорить противников продолжить игру.

    По иронии судьбы, в получении подсказок обвиняли и самого Веселина. В частности, на сильном турнире в Вейк-ан-Зее в 2007 году многим показалось подозрительным поведение Топалова и Данаилова в нескольких партиях. После каждого хода противников Данаилов выбегал из зала и несколько минут с кем-то разговаривал по мобильному телефону. Затем возвращался в зал, занимал место в углу зала и надевал очки.

    С этого места Сильвио Данаилов мог установить прямой визуальный контакт с Топаловым, которому для этого не нужно было даже поворачивать голову. Слегка подняв голову и увидев менеджера, Веселин тут же ставил локти на столик и закрывал лицо ладонями, как это часто делают шахматисты. Во время раздумий он легко мог смотреть сквозь пальцы на Данаилова, который продолжал вести себя очень необычно: то подносил большой палец к зубам и проводил им от одного угла рта к другому, словно чистя зубы; то чесал ухо, то стучал указательным пальцем по стеклам очков и совершал другие, не менее странные действия.

    После партии выяснилось, что все ходы Топалова во время решающей фазы совпали с ходами, сделанными шахматными компьютерами. Напомним, одним из главных доказательств нечестной игры Крамника в Элисте было как раз то, что едва ли не в 80 процентах случаев Владимир выбирал те же ходы, что и «Фритц», лучшая на тот день шахматная программа.

    После того, как на странное поведение Данаилова обратили внимание, главный арбитр турнира посадил Топалова лицом к стене. Заметив пристальное внимание со стороны судей, Сильвио перестал приближаться к барьеру и больше не надевал очков. Прошла у него и чесотка.

    Высокотехнологические скандалы

    Конечно, шахматисты жульничали всегда. Но если раньше они вставали из-за столика и где-нибудь в укромном месте «советовались» с дебютными справочниками или получали подсказки от сообщников, то сейчас в большинстве случаев речь идет о подсказках компьютеров.

    Даже если нечестного шахматиста не удается поймать с компьютером в руках, заподозрить его в использовании подсказок электронного мозга несложно. Это, например, бросается в глаза, когда шахматист играет без ошибок и ход за ходом «находит» сильнейшие решения, как… компьютер.

    О том, как это происходит на практике, наглядно показывает крупный турнир World Open, проходящий каждый год в Филадельфии и в июле 2006 года закончившийся скандалом. В читерстве обвинили двух шахматистов, которые получали подсказки от сообщников, пользовавшихся компьютерами. Стива Розенберга из числа участников исключили, а Евгению Варшавскому разрешили доиграть до конца, но перед каждым туром… обыскивали. Кроме этого, за ним пристально следили во время партии.

    Перед очередным туром судья подошел к Варшавскому, который, будучи довольно слабым игроком, неожиданно выиграл две партии у более именитых гроссмейстеров и попросил разрешения осмотреть его. Шахматисту неожиданно захотелось в туалет. Через 10 минут он вышел и дал согласие на обыск. После того как никаких электронных устройств не нашли, ему разрешили идти в зал. Судьи обыскали туалетную комнату, но ничего подозрительного не нашли. Очевидно, он спустил технику в унитаз.

    Варшавский сумел вовремя избавиться от улик, а вот Розенбергу не повезло – его поймали с миниатюрным беспроводным наушником в ухе. Судья, которому он объяснил, что это слуховое устройство, записал его название. После тура он выяснил через интернет, что Phonito – беспроводной приемник, идеально подходящий для общения на расстоянии. Конечно, к нему прилагались и другие детали, которые необходимо прятать на теле. Розенберг приходил в турнирный зал в толстом свитере и не разрешил себя обыскивать.

    Годом позже один из голландских шахматистов получил трехлетнюю дисквалификацию за то, что пользовался во время турнира подсказками Pocket Fritz, карманной версии популярного шахматного компьютера. Еще суровее поступили с индийцем по имени Умакант Шарма. Его в декабре 2006 года поймали с миниатюрным приемным устройством в бейсболке и запретили 10 лет играть в официальных турнирах в Индии.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»