Вряд ли можно объять необъятное. К примеру — прочитать все газеты. Даже имея в виду какую-то отдельную, узкую тему. Но я уверен: в тот момент, когда соглашение между «Москвой» и Олегом Блохиным было подписано (а может, и раньше, еще в процессе переговоров) кто-то где-то обязательно написал: «Блохин возглавил Москву». Нарочно обойдясь при написании названия клуба без кавычек. Ерничанье такое. Здорово, к слову, ложащееся на максимализм Олега Владимировича. Известный еще с его игроцких лет.
Картинки в пазле
Причины, по которым «Москва» рассталась с Леонидом Слуцким, каждый волен детализировать сам. В зависимости от собственной фантазии. Или, наоборот, от подозрительности. Официальная версия:
«Решение о том, чтобы расстаться, — общее решение обеих сторон».
Об этом говорили и Слуцкий, и Белоус. Дальше, как говорится, думайте сами.
А вот приход тренера Блохина — не то чтоб «считался». Но когда это имя прозвучало, то не знаю, кому как, а мне показалось, что оно ложится в этакий «пазл» клубного развития как нельзя лучше. Не сказать, что я предрекал «горожанам» победы. Но мне неоднократно приходилось говорить о том, какими мне видятся сильные и слабые стороны клуба. И я неизменно утверждал: самая сильная (она же может легко стать и слабой стороной, но пока не стала) — это то, что «Москва» не боится рисковать. Не боится настолько, что это вполне можно назвать одним из принципов стратегии клуба. Дорога в число лучших клубов страны была преодолена дерзко.
Сама заявка на столь громкое название казалась мне когда-то не только слишком громкой, но и вряд ли возможной для реализации. Постоянная (пусть каждый решает сам: это больше вектор «командный» или «клубный») смена главных тренеров по принципу «на опережение». Охват «аргентинского сектора» — при том что и до Бракамонте, да и после, все-таки бытует мнение, что игроки из этой страны адаптируются к нашему чемпионату в общем и целом куда хуже, чем, к примеру, бразильцы. Ну и результат — подъем по турнирной лестнице если и не семимильными шагами, то «через ступеньку» — все это свидетельствует о том, что двигаться «шаг за шагом» «Москва» не желает. Задача всегда ставится выше той, какая вроде бы просится.
Никаких гарантий
Безоговорочно ли это хорошо? В данной заметке у меня нет желания рассуждать об этом. Со стороны видеть это приятно. Нюансов командной кухни знать не могу. Могу лишь утверждать: мысль о том, что «с большой высоты больнее падать», Белоус от себя гонит. И еще могу, просто должен в этом признаться: когда перед отбором на чемпионат мира — 2006 главный тренер сборной Украины Олег Блохин декларировал как задачу «выход из группы с первого места», я только что не смеялся над этим. А многие, думаю, даже и смеялись. Вот почему берусь утверждать: с точки зрения «небоязни», дерзости, порой даже демонстративной, Олег Владимирович Блохин ложится в стратегию развития «Москвы» идеально.
Но вот вопрос — гарантирует ли это успех? Разумеется, нет. Как не гарантирует и «неуспех». Оттого «Москва» образца грядущего сезона крайне любопытна.
Сильные стороны Блохина — несомненное честолюбие, громадный сугубо футбольный авторитет (особенно как производная этого авторитета — решительность действий и высказываний; думаю, пара красных карточек Баррьентосу при Блохине будет железной путевкой на лавку — каким бы талантливым аргентинец ни был). Несомненный тренерский дар у нынешнего наставника «горожан» тоже в наличии: выход в восьмерку на мундиале — это достижение громадное, кто ж тут спорить будет. Есть и еще одно качество — Блохин умеет «зажечь» после матча. Не обязательно проигранного. Для команды, число болельщиков которой невелико, это достаточно важно. Интерес (ну да, PR-вектор, и что?) к команде будет выше. Хотя, на мой вкус, мало кого из тренерского цеха было так интересно слушать — даже в прокрустовом временном ложе прессух, — как Леонида Слуцкого.
А минусы растут, в принципе, оттуда же, откуда и плюсы. И то, что Блохин в случае чего не постесняется назвать виноватого. И то, что ему еще не доводилось работать с командами с невеликим количеством болельщиков, и еще очень много факторов — все это может срезонировать, «если пойдет». И сработать в минус — если «не пойдет».
Задача для себя
Хочу напомнить два уже прозвучавших высказывания Блохина. Первое: он мечтает выиграть чемпионат России. Ясное дело, кто ж не мечтает? Но от руководства клуба подобных задач я вроде пока не слышал. При всей его, руководства, амбициозности. При всем его желании двигаться через ступеньку. Понятно, что еще не приступив к работе, не ознакомившись досконально с командой, Блохин куда легче может решиться на подобное высказывание. В данном случае — это задача пока в большей степени для него самого. В большей степени личностная характеристика. Да и вряд ли кто станет отрицать, что «хочу выиграть» и «хочу выиграть сразу» — не совсем одно и то же.
Высказывание второе: намерен ориентироваться на российских футболистов. Пока без расшифровки. Поди узнай, что это означает. То ли «мало кто поедет с Украины сюда за мной вослед». То ли «господа аргентинцы, красных карточек — не потерплю!». Тут тоже дальше идут додумки.
Как является авторской додумкой и то, что подобным образом, как мне кажется, Блохин «столбит территорию». Мол, высоких задач — не снимаю. Еще и поддам газку. А вот насчет «вмешиваться в мою работу» — тут извините… Логично предположить, что эти нюансы были проговорены при личных встречах с руководством клуба. Однако мне все равно кажется, что «Москва» в этом сезоне будет зависеть от резонанса во взаимоотношениях главных лиц клуба. А оно, это отношение, линейно, впрямую зависит от результата. А результат, причем сразу, будет выверяться с оглядкой на прошлогоднюю четвертую (многих при этом не устроившую) позицию в таблице.
Иначе говоря, «Москва» просто обязана декларировать выигрыш медалей — не борьбу, а выигрыш! — в этом сезоне. И если таковой результат не будет достигнут, клубу впервые за последние годы придется познакомиться с тем, что движение бывает не только вперед. И тогда атмосферный столб, как говаривал великий комбинатор, будет давить на руководство «Москвы» сильнее, чем на остальных граждан. Опять-таки, в первую голову из-за его больших амбиций.
Как ни крути, а наступающий сезон в биографии «Москвы» — особенный. Может так статься, что и решающий.