(Фото: ФК «Зенит»)
Начну с цифр. Выход в групповой турнир Лиги чемпионов автоматически пополняет бюджет клуба на 8,6 миллиона евро. Это почти на 200 тысяч в той же валюте больше, чем заработал «Атлетико» за победу в Лиге Европы прошлой весной. Выходит, даже участь неудачника группового турнира Лиги чемпионов привлекательнее с финансовой точки зрения, нежели положение победителя второго по значимости Еврокубка.
Привилегии неудачников
Эти цифры помогают понять мотивацию условного «Тоттенхэма», который возможной синице в руках в виде второго по значимости континентального трофея предпочитает ловить журавля — бороться за попадание в четверку национального чемпионата. От сегодняшнего заработка клуба зависят и его ближайшие трансферные аппетиты, и спортивные результаты, и, соответственно, дальнейшее благополучие. Хотя, например, отношение испанских клубов к Лиге Европы менее прагматично. Не избалованный громкими победами внутри страны (о Лиге чемпионов и речи нет) «Атлетико» за последние три года дважды брал трофей, в середине нулевых дуплетом выстреливала «Севилья», да и два испанских междусобойчика в финале турнира за это время выглядят показательно. Рассуждать о скептическом отношении к Лиге Европы двух других недавних победителей — «Шахтера» и «Порту» — нет повода, так как у них в общем-то нет проблемы выбора, как у того же «Тоттенхэма». Расклад сил в чемпионатах Украины и Португалии таков, что их участию в сильнейшем клубном турнире Европы ничего не угрожает. Независимо от того, на сколько фронтов им приходится биться и сколь тяжелая нагрузка на их лидеров выпадает. Другое дело — еще один относительно недавний победитель еврокубка.
Нужен трофей или движение?
После победы в 2008 году в Кубке УЕФА результаты «Зенита» в этом поменявшем уже свое название турнире не особо радуют. Хотелось бы понять, насколько на самом деле возбуждает сегодня и саму команду, и клубное руководство перспектива поднять над головой Кубок Европы. Масла в огонь подливают специалисты, утверждающие, что главная стратегическая задача для «Зенита» на весеннюю часть — место не ниже второго в чемпионате России, а вовсе не гонка за европейским трофеем.
Понятно, что, вкусив однажды прелесть игры в плей-офф Лиги чемпионов, больше не хочется рисковать своим пребыванием в элитной компании. Можно согласиться и с тем, что исторический выход в 16 сильнейших команд Европы в какой-то степени компенсировал предыдущие европейские неудачи во втором по значимости еврокубке — вылеты на ранних стадиях от скромных «Твенте» и «Удинезе». И вот здесь мы подходим к противоречивой ситуации.
На одной чаше весов — амбиции клубного руководства, требующего постоянного участия в Лиге чемпионов. По логике — требование более чем справедливое. Если на две покупки выделяется сумма, превышающая годовой бюджет многих европейских клубов, то было бы странно, будь у боссов сине-бело-голубых пожелания скромнее. В ту же кассу слова Максима Митрофанова, сказанные после покупки Халка и Витселя. Генеральный директор «Зенита» заверил, что гигантские траты вовсе не безвозмездные вливания Газпрома. Перед клубом стоит задача за несколько лет отбить 100 миллионов евро, а главным источником возврата средств должны стать успехи в Лиге чемпионов.
Отметим, что, споткнувшись на первом же барьере плей-офф, «Зенит» тем не менее заработал 13 миллионов евро. Так что стратегический посыл клуба вполне перспективен — если уж без Халка «Зенит» оказался способен на прорыв в компании топ-клубов Европы, то после столь внушительных трат место в 1/8 финала Лиги чемпионов будет, конечно, восприниматься лишь повторением пройденного, а не взятием новой высоты. Но все это видится складным с точки зрения бизнеса.
Дилемма для Спаллетти
Лежащие на другой чаше весов спортивные реалии не столь просты, понятны и прогнозируемы, что убедительно показали события сразу после громыхнувших на всю Европу покупок Халка с Витселем и оптимистических фраз Митрофанова. Нет сомнений, что, удовлетворяя запросы Спаллетти по усилению команды, Алексей Миллер даже худший итоговый вариант группового турнира представлял не таким печальным. Наверняка и представить не мог, что в компании хворающего «Милана» и нищих по сравнению с «Зенитом» «Андерлехта» и «Малаги» питерцы лишь в последнем туре гарантируют путевку… в Лигу Европы. Если говорить языком болельщика — Спаллетти с командой подвели своего щедрого шефа. И вряд ли итальянцу хочется даже допускать, что вскоре он снова заставит Миллера тосковать. А это наверняка случится, если «Зенит» по итогам чемпионата России окажется за бортом Лиги чемпионов. Здесь мы снова возвращаемся к Лиге Европы. Станет ли возможный успех в этом турнире поводом для смягчения оценки за весь сезон, если весной Спаллетти окажется все-таки в тени Леонида Слуцкого и Гуса Хиддинка? Если иметь в виду все внутрикомандные проблемы, то повторение триумфа 2008 года выглядит столь же реальным, как и откат на третью строчку в чемпионате России. Уместно сказать и про амбиции самого Лучано. Полная солидарность с руководством почти во всех вопросах не отменяет банального вывода — европейского успеха Спаллетти пока не добился. Наверняка он держит в уме тот факт, что без достижений в Европе не будет признан настоящим топ-тренером у себя на родине. Его скорее оценят по-другому, отметят, что, работая в богатом клубе, он с ним в Европе так и не громыхнул.
Тем не менее думать обо всем этом и выстраивать приоритеты Лучано все равно будет под аккомпанемент главной стратегической цели, которая после покупки бразильца с бельгийцем понятна на много лет вперед.
Что итальянец ответит скептикам?
Когда-то, будучи президентом «Зенита», Виталий Мутко повторял: главной своей задачей он видит построение клуба европейского уровня. Достиг ли «Зенит» этого статуса? Победы в Кубке и Суперкубке УЕФА, постоянное участие в еврокубках, два десятка «сборников» в составе, наличие собственной академии и щедрая поддержка одной из самых богатых корпораций мира позволяют дать утвердительный ответ.
Для таких клубов является нормой играть одновременно в нескольких турнирах. В каждом решать максимальные задачи, не ссылаясь на усталость, травмы и календарь. Это считают догмой и те, кто утверждает, что главная стратегическая задача для «Зенита» весной — чемпионат России. Значит, клубом по-настоящему европейского уровня «Зенит» они пока еще не видят. Предстоящая весна, пожалуй, первая для Спаллетти с игроками, когда доказать обратное особенно необходимо. Вместе в такую ситуацию они еще не попадали.