• В чем сила, пан?

    СКА. Итоги ноября

    03.12.12 01:07

    В чем сила, пан? - фото

    Фото: ХК СКА

    Последний месяц осени 2012-го стал последним аккордом Милоша Ржиги в СКА. Символично, что начали и завершили ноябрь армейцы разгромами. Но если на старте месяца в Ледовом дворце СКА в пух и прах разбил донбассовцев (9:2), то в минувшую пятницу команду с берегов Невы, уже без Ржиги, в столичных Сокольниках нокаутировал один из аутсайдеров лиги «Спартак» (1:6). Такой вот месяц контрастов: от «+7» до «-5» — всего за четыре недели…

    Без атаки

    Из упомянутых выше четырех недель чемпионата, в течение которых СКА совершил столь стремительное падение, почти две выпали из-за матчей Евротура. Повлияла ли на игру петербуржцев пауза? Вероятно, да. Во всяком случае лидерам СКА — Илье Ковальчуку и Кевину Даллмэну — вынужденный простой явно на пользу не пошел. Капитан и плеймейкер в последнее время смотрелись довольно слабо. Притормозили лучшие игроки — забуксовала и вся команда. Ведь после перерыва в чемпионате ни в одном из матчей по-настоящему сильного хоккея — такого, как против «Донбасса» — СКА не показывал. Победа в столице Белоруссии — уверенная по счету, но не по игре (4:1 в пользу Питера при преимуществе Минска по броскам 44:28) — обошлась СКА дорого. Армейцы надолго лишились Виктора Тихонова, получившего в той встрече травму. Таким образом, распалась еще одна ударная тройка армейцев — ведущая.

    А какие у СКА были три бригады! Тарасенко — Тихонов — Ковальчук, Пруха — Мортенссон — Торесен и Макаров — Кучерявенко — Клименко… Каждое из сочетаний могло взять инициативу в свои руки и решить исход матча. Но вот «сломался» чех Пруха, травмировался Тихонов. Что касается Клименко, тоже потерявшего место в «основе», то тут дело, скорее, не в микроповреждении, а в решении Ржиги. Чех частенько критиковал Глеба: дескать, тот недостаточно усердно отрабатывает в обороне. Так что периодические воспитательные ссылки Клименко уже не удивляли.

    Но вот в чем штука. Казалось бы, в капитанском звене всю погоду делала связка Ковальчук — Тарасенко, а Тихонов их лишь дополнял. Однако без Виктора и «ударники» сникли. Во второй тройке «рулили» скандинавы — Мортенссон с Торесеном, Пруха же в качестве третьего считался человеком вполне заменяемым. Но без неугомонного Петра — эдакого ключа зажигания — и скандинавская супермашина не поехала. А с возвращением чеха в строй в конце ноября сразу же завелась. Идем дальше: отлаженный тандем Кучерявенко — Макаров действовал, быть может, не столь ярко, но очень полезно и надежно. Их коллега Клименко — снайпер от Бога — играл с большими перепадами, но именно он, кажется, и добавлял звену огня. Замена пусть и нестабильного, но голеадора на третью рабочую лошадку нарушила гармонию в тройке. Ржига, думается, вскоре вернул бы Глеба в состав. Не успел…

     

    В общем, чеху пришлось перекраивать тройки в поисках новых связок. Даже скандинавов и Тарасенко с Ковальчуком — свои супертандемы — он при случае разрубал с уверенностью опытного мясника. А тут вернулись из лазарета сразу три твердых игрока «основы» — Афиногенов, Рыбин и Федоров. К слову, не попади Безумный Макс на исходе сентября под жесткий удар уфимского гиганта Свитова, мы, вполне вероятно, никогда бы не увидели Тарасенко вместе с Ковальчуком. Пан Милош наигрывал рядом с Кови Афиногенова и был уверен в перспективности этого механизма.

    Без защиты

    Короче говоря, ноябрь наглядно подтвердил старую хоккейную истину, гласящую: результат в хоккее делают не отдельные игроки, а тройки.

    Не секрет, что система Ржиги была «заточена» именно под нападение. Надо признаться, что вратарская бригада СКА — Сергей Бобровский и Илья Ежов — приличная, но далеко не сильнейшая в лиге. По статистике, тот же Стана из ЦСКА или «железнодорожник» Варламов (у обоих вдобавок именитые сменщики, тоже способные прибавить) сильнее питерских голкиперов, а у московского «Динамо» есть Александр Еременко (правда, ныне травмированный) — MVP Кубка Гагарина — 2012. На «Востоке» же в «рамках» такие зубры, как Барулин, Рамо и Ахонен. Словом, строить игру на надежных действиях вратарей Ржиге не приходилось.

    В линии защиты у СКА тоже явный перекос в сторону созидателей. Канадца Кевина Даллмэна вообще называют «хавбеком», Дмитрий Калинин в последние годы стал заметно чаще подключаться к атакам, да и Максим Чудинов в прошлом сезоне был самым креативным оборонцем «Северстали». В СКА ему приходится наступать на горло собственной песне, как и Воробьеву с Александровым, также любящим и умеющим созидать.

    Но, как известно, «ломать» самого себя непросто. На это нужно время, и тому же Чудинову оно требуется. К тому же здесь многое зависит от тренера — от его советов. Просто сравните, как играет Максим в Питере у Ржиги и в сборной у Билялетдинова. Несмотря на то что у Билла времени что-то втолковать подопечным гораздо меньше, Чудинов в составе национальной дружины четко знает, что ему делать в каждой конкретной ситуации. Как и Александров. Сборная России неудачно сыграла на Кубке Карьяла в атаке, но в обороне практически не допускала ошибок. У СКА все наоборот: Александров и Чудинов, вернувшись домой из лагеря сборной и прибавив в созидании, вновь начали ошибаться в защите.

    О том, какая же из тренерских метод лучше — оборонительная билялетдиновская или бесшабашная от Ржиги, — красноречиво говорят достижения наставников. Очевидно и то, что по мере приближения турниров к решающим битвам эффективность защитного хоккея — как бы мы к нему ни относились — возрастает.

    Яркая же игра приверженцев «бразильского» стиля тускнеет. Фундаментом для больших побед делать ее очень опасно — слишком уж зыбка атакующая почва. В ноябре мы в этом убедились: пан Милош, заработавший славу хоккейного «алхимика», что-то в своей лаборатории напутал. Подвело, конечно, чеха отсутствие важных компонентов для его «химических реакций» (читай — не хватило выбывших из-за травм ведущих игроков), но и сам Ржига с экспериментами переборщил. Да, вывел пан Милош СКА на первое место, но во многом случилось это по воле календаря. За весь ноябрь армейцы не сыграли ни с одним представителем топ-10 КХЛ, а после паузы в чемпионате, за исключением успеха в Минске, обыгрывали средних по силе противников натужно — с разницей в одну шайбу.

    Без порядка

    Быть может, слабая игра Даллмэна и Ковальчука в ноябре — следствие того, что оба знали: дни Ржиги в СКА сочтены? Ежели так, то в ближайших встречах — с приходом Юкки Ялонена — оба должны резко прибавить. Между тем в руководстве клуба уверены: корни игровой хвори питерцев зарыты глубоко и началась эта болезнь не вчера. По словам Александра Медведева, инфарктный итог встречи со «Спартаком» — прямой результат работы Ржиги. «Если бы плей-офф начинался завтра, там бы СКА так и выступал, — считает Медведев. — Совет директоров это видел, поэтому принял соответствующее решение».

    Ясно одно: в пятничном позоре точно не виноват Михаил Кравец, которого бросили на амбразуру — закрывать вражеский огонь до прихода финского подкрепления. Очень дорого стоили «исполняющему обязанности главного тренера» пять мучительных дней работы. Правда, седин на голове у Михаила Григорьевича за минувшую неделю вряд ли добавилось — как и у Ржиги. По одной простой причине: шевелюры у обоих уже и так серебристые. В карьере Ржиги и Кравеца, принимающих все близко к сердцу, нервных моментов хватало с избытком — дальше седеть уже некуда.

    Именно в этой седине, в нервах чеха, сжигаемых в каждом матче, и была сила СКА. Еще — в атаке. Но в плей-офф нужно иное — опыт, холодный расчет, дисциплина (а именно отсутствием игрового порядка объясняют отставку чеха) и надежная работа в обороне. Ялонен нервы — свои и подопечных — бережет. Старается добиваться побед не сердцем, а умом. Так оно проще, да и надежнее.

    Петербург — город северный, холодный. В «царство льда» — Ледовый дворец — невские болельщики, как ни странно, приходили погреться — горячим хоккеем Ржиги. Эмоциональный пан Милош как был, так и остался для Питера инородным телом. Ялонен же, гость из соседней Финляндии, должен органично смотреться в Петербурге. Да и его стиль гораздо ближе к золотой формуле Билялетдинова. Не зря Зинэтулу Хайдаровича в свое время очень хотели видеть в СКА. Билл тоже был не против приехать в Питер, да помешал пресловутый запрет на совместительство работы в клубе и в сборной России. До проблем же дружины Суоми нам нет никакого дела, тем более что сам Ялонен и финская федерация на все дали добро.

    Юкку Питер примет хорошо — сомнений нет. Вот только теплого романтизма Ржиги нам будет долго не хватать. Но ведь и против фактов не попрешь: кроме двух чемпионских титулов, завоеванных в не самом сильном первенстве Словакии более десяти лет назад, тренер Ржига ничего серьезного не выиграл. Зато частенько уходил из клубов со скандалами.

    Не в том, как видно, искал хоккейную силу пан Ржига. Но за веселые поиски, за яркие чешские приключения в Петербурге ему в любом случае огромное спасибо. Теперь нас ждет новая, финская страничка истории СКА, исполненная твердой, холодной рукой мастера Ялонена. Какой она получится — разочаровывающей или восхитительной? Скоро узнаем!


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»