В девять лет Сергей Кундик переехал из Новосибирска в Португалию, где он начал заниматься в академии «Порту». В академии его называли одним из главных талантов своего возраста.
В 2011-м, в 17 лет, Кундик получил предложение от «Реала» – подписать трехлетний контракт, а не просто приехать на просмотр, как часто бывает в таком возрасте. Но сделка сорвалась из-за алчности агентов. Кундик сменил агентов и уехал играть за молодежку «Рейнджерс». В детстве и юности хавбек получил несколько тяжелых травм, что сказалось на карьере.
После Шотландии играл в третьей португальской лиге, на Кипре, в Греции, Литве, восстанавливался от травмы в «Палмейрасе».
С января 2021-го играет за «Лавал» – клуб второго дивизиона ОАЭ. Сейчас 26-летний Кундик мечтает перейти в клуб высшей лиги и остаться жить в Эмиратах.
В начале интервью Кундик сказал, что не хочет говорить о прошлом. Попросил не задавать вопросы о предыдущих этапах карьеры, о которых не любит вспоминать.
Мы поговорили о необычной мечте Кундика, дружбе с Бруну Фернандешем, предложениях из России, тренировках с Пепе, разнице в подготовке молодых футболистов в России и Португалии, истории с «Реалом» и другом.
В Эмиратах можно получить все, о чем мечтал
– В ОАЭ запрещены звонки через Viber, WhatsApp. Как ты общаешься с родственниками и друзьями из других стран?
– Это нелегко. Только переписываюсь. Чаще всего общение происходит через голосовые сообщения.
– Неужели запрет на звонки никак не обойти? В ОАЭ работают много мигрантов, их лишили общения с родными. Что грозит тем, кто попытается обойти запрет?
– Не знаю, если честно. Тут все строго. Многие программы и сайты тоже нельзя использовать. Например, запрещены онлайн-казино. Мне они неинтересны, но знаю, что играть нельзя.
– Что тебя удивляет в стране и ее законах?
– Ничего особенного. Мне тут очень нравится! Я давно мечтал приехать сюда играть в футбол. Только здесь очень жарко – бывает и +50. Из-за этого чаще тренируемся по вечерам. Но были и игры днем.
– Мечтал играл в Эмиратах? Необычно… Почему?
– Однажды я приехал сюда в отпуск, и мне все очень понравился. Мне нравится местный стиль жизни.
– «Стиль жизни»? Что ты имеешь в виду?
– Здесь можно получить все, о чем мечтал. Здесь все есть. Для меня сделали очень хорошие условия, я получил хороший контракт. Хочу остаться здесь еще на пару лет. У меня контракт до следующего лета. И я стараюсь, ведь самая большая мечта – подписать контракт клубом, играющим в высшей лиге Эмиратов. И если честно, хочу остаться тут жить, когда закончу с футболом. Мне очень нравится в Эмиратах! Хочу вскоре купить здесь квартиру.
– Сколько стоит однокомнатная квартира на окраине Дубая?
– Нормальную новую квартиру можно купить за 300 тыс. евро. Пока я арендую.
– Сколько платишь за аренду?– Примерно 2100 евро в месяц. В прошлом сезоне жил в отеле «Хилтон», но решил снимать, так как скоро ко мне приедет женщина.
– Клуб платит часть аренды?
– Нет. Все сам.
– Нынешний контракт – самый большой в карьере?
– Про самый большой не хочу говорить. Мне начали платить в девять лет в «Порту», это были самые маленькие деньги. Родителям давали 180 евро, это было 17 лет назад, ха-ха.
Я был лучшим почти во всех матчах
– Я не нашел твои показатели на статистических порталах. Сколько голов и ассистов в этом сезоне?
– Да, про нашу лигу не пишут, ее не показывают. Я начал играть в январе. Сыграл 14 матчей в прошлом сезоне, забил четыре мяча, сделал девять ассистов. Я капитан команды, и был лучшим на поле почти во всех матчах.
– То есть ты главная звезда команды?
– О себе не люблю много говорить. Но у меня хорошая статистика сезона.
– Расскажи про стиль, который тебе нравится.
– Я очень техничный игрок с хорошим видением поля. Мне хорошо в тех командах, которые больше играют с мячом.
– А минусы есть в твоей игре?
– Могу, конечно, прибавить в игре в атаке. Раньше меньше получалось в физическом плане, но я поработал над физикой и теперь чувствую себя очень хорошо на поле.
– Какой футбол во второй лиге Эмиратов?
– Тактически лига не очень сильная. Но игроки тут выносливые. Нас тренировал немецкий тренер Вольфганг Рольфф, в прошлом – великий футболист. Мне он очень помог.
– Много в команде иностранцев?
– Были бразильцы и ганцы. Остался только ганец. Но, думаю, появятся еще. Сейчас формируют команду на сезон.
– Как проводишь свободное время?
– Хожу по пляжу. Мне это очень нравится.
– Иностранцам можно выпивать?
– Да, тут продают алкоголь в некоторых местах. Но я этим особо не интересуюсь, не люблю.
– Ты сказал, что мечтаешь подписать контракт с клубом высшей лиги Эмиратов. А что насчет России?
– Конечно, я могу поиграть в России. Для меня всегда открыты двери. Но сейчас я очень хорошо себя чувствую в Эмиратах.
– То есть, если тебя пригласят в «Зенит», ты откажешь?
– Ха-ха, конечно, нет! Меня агенты звали в «Велес», когда он играл в ПФЛ, но я не захотел переходить. Но, надеюсь, у меня еще будет шанс поиграть в России.
– А сейчас поехал бы в «Велес»?
– Как я сказал, я рад играть и жить в ОАЭ. Но если будет вариант в России – посмотрим, поговорим.
– Да, ты несколько раз повторил, что тебе все нравится в Эмиратах. Но какое ты должен получить предложение, чтобы уехать в Россию?
– Это должна быть хорошая команда, в которой я могу показать свой футбол. И, конечно, в моем возрасте я уже больше думаю о зарплате. И для этого я приехал в ОАЭ. Здесь мне дали то, что мне надо.
Может, смогу уговорить Бруну Фернандеша перейти в российский клуб
– Все-таки поговорим о прошлом. Что ты помнишь о первом времени после переезда из России в Португалию? Что для тебя было самым сложным?
– Сперва было очень тяжело, но потом все наладилось. Кроме чужого языка – еда. Но потом я к ней привык. Очень отличалась кухня! Например, в России пили молоко сразу из-под коровы. В Португалии такого нет. Молоко только в магазине, и оно очень отличалось.
– Хоть раз в детстве ты говорил родителям, что хочешь вернуться в Россию?
– Никогда. Мне очень нравилось в Португалии.
– Слышал от тех, кто не говорит по-русски и по-португальски, что языки звучат похоже. Так ли это? И тебе было легче учить португальский из-за созвучия?
– Да. Есть много похожих слов. Мне удалось быстро выучить португальский.
– В 14 лет в академии «Порту» ты получил травму, и тебе помогал восстановиться Пепе. Какой он человек?
– Да, это правда. Он отличный человек. Очень благодарен ему. Психологически он мне очень помог. После тренировок он оставался и помогал мне с упражнениями.
– У него репутация грубого и грязного игрока. Манера игры наложила отпечаток на личность?
– Нет, он не такой. Пепе – очень хороший человек.
– С кем из португальских футболистов ты продолжаешь общаться? Что обсуждаете?
– С Бруну Фернандешем. Мы вместе играли. Чаще всего обсуждаем футбол. Жду его в гости, как будет пауза в играх.
– Он удивился, узнав о том, что ты мечтал играть в ОАЭ?
– Нет. Он рад за меня, ведь он знал, что я хотел здесь играть.
– Бруну Фернандеш может перейти в российский клуб при предложении, которое устроит «Юнайтед»? Или для него это исключено?
– Сейчас точно не поедет. Но кто знает, может когда-нибудь я смогу его уговорить, ха-ха. Может, это случится через пару лет, но сейчас ему очень хорошо в Англии.
– Назови трех лучших футболистов, с которыми тренировался?
– Бруну Фернандеш, Андре Силва, Нуну Сантуш.
– Кто самый звездный футболист, чей номер есть в твоем телефоне?
– Бруну Фернандеш. Он большая звезда. Отличный игрок. И он прибавит, станет еще лучше.
– Твой переход в «Реал» не произошел из-за агентов. Они запросили слишком большие комиссионные. Сколько они попросили? Неужели с ними нельзя было договориться? Повлиять на них?
– Не знаю, сколько они просили. После этой истории в «Реале» сказали, что больше не интересуются мной. Мои родители обсуждали эту ситуацию с агентами. После срыва трансфера я поменял агентов.
– Какие испытал эмоции, когда узнал, что трансфер сорвался?
– Сначала, когда я узнал про интерес, я даже не поверил. Это был очень большой шанс для меня! Мне стало очень тяжело, когда трансфер сорвался, но пришлось забыть об этом. И из-за этого я не люблю много говорить о прошлом, вспоминать.
Я был техничнее партнеров по молодежной сборной России
– Тебе вызывали в юношескую сборную России. Вспомни про ту поездку. Чем отличались молодые российские футболисты от португальских?
– Тренером был Андрей Талалаев. В Португалии больше работают над техникой и тактикой. На сборе я увидел, что в России – больше над физикой.
– Чем твой футбол отличался от футбола партнеров?
– Техникой.
– Ты был техничней?
– Да, я был очень техничный. В «Порту» у меня был тренер, который сейчас работает в «Ливерпуле».
– Ты восстанавливался от травмы, тренируясь с «Палмейрасом». Почему не остался в Бразилии?
– Я был в отпуске, и мой агент договорился с клубом. Я просто тренировался. И там своих хватает очень хороших игроков.
– Чем тебя удивила Бразилия?
– Они играют в футбол в каждом дворе. Становятся радостней, когда играют.
– Ты подавал большие надежды в академии «Порту», тебя приглашал «Реал». Карьеру подпортили травмы и агенты. Но, а ты совершал ошибки?
– Конечно, у меня были ошибки. Я бы многое сделал по-другому. Например, не уехал бы из «Порту». Но это был выбор моего отца. Возможно, все сложилось бы иначе, если бы я остался в клубе.
– Представь, что тебя приглашает середняк Примейры и середняк РПЛ, предлагают одинаковые условия контрактов. Что выберешь – Португалию или Россию?
– Поехал бы в Россию. Я верю, что может быть, получу такой шанс в карьере.
Фото: из личного архива Сергея Кундика