Признаться, не устаю удивляться людям, что постоянно делятся со мной впечатлениями в стиле «А ты знаешь, Краков ведь интереснее Варшавы!». Утверждать подобное — все равно что доказывать, что Уолл-стрит более продвинута, чем Киевская Русь. Столица Польши — полностью восстановленный после войны город, его неряшливая планировка обусловлена тем, что то тут, то там остались фрагменты чего-то разбомбленного во время Второй мировой. Странно, что при этом никто из этих же людей не жалуется на Киев, даже наоборот. Можно ведь и его с Флоренцией сравнить…
Голодный Клинсманн
Уют, гостеприимство, а главное, низкие цены Варшавы не заставляли немецких и итальянских болельщиков вчера думать о каких-то других местах. Атмосфера в городе была приятной, спокойно-футбольной, и даже за пару часов до начала игры дело не дошло до безумий, если не считать таковыми постоянные немецкие «заряды» из баров. Итальянцы, как и положено, ели пиццу семьями.
До полуфиналов пресс-центры польских стадионов не особенно баловали журналистов разными знаменитостями, коих обычно в избытке на таких крупных турнирах. Для того чтобы перед публикой явился сам Юрген Клинсманн, пожалуй, стоило, чтобы на пути к финалу столкнулись Германия с Италией. Бывший шеф Йоахима Лева вошел в зал, приветливо улыбаясь и при этом озираясь по сторонам. На логичные просьбы со всех сторон о предматчевом комментарии Клинсманн смущенно ответил:
— Ребята, я не очень готов разговаривать. В первую очередь очень хочется есть. Где здесь дают еду?!
В том направлении, куда следовало идти насыщаться Клинсманну, появилась лысая голова Арриго Сакки. Тренер, который после эры Энцо Беарзота спровоцировал своей работой настоящее переосмысление ценностей в кальчо и, по его утверждению, учил в 1990-х играть так, как сейчас это делает «Барселона», не стал врать, что не знает английского (тем более что это его бы и не спасло), а просто сказал, что опаздывает на свое комментаторское место. Даже прогноз о победителе у Сакки вышел своеобразный: итальянец долго смеялся, качал головой, но из этого маленького веселого представления никак не следовало, выиграет Италия или Германия.
А вот и Марио!
За час до начала игры Йоги Лев долго трогал газон Национального стадиона, который показался ему не очень ровным. Лицо бундестренера сохраняло непроницаемое выражение, хороша травка или не очень — понять по нему было решительно невозможно. Зато Лев снова сделал три замены в стартовом составе: вместо Ройса направо вышел Кроос, вместо Шюррле налево — Подольски, Гомес вернулся на поле вместо Клозе.
— Думаю ли я о риске, когда делаю изменения в составе? Конечно нет. Я меняю игроков не с мыслью о том, как бы чего не стало, а потому, что считаю того или иного футболиста важным в данный конкретный момент с конкретным соперником, — говорил Йоги накануне. Немец сказал, немец сделал.
Зато сюрприз в исполнении Чезаре Пранделли оказался действительно полноценным: мало кто ожидал увидеть до конца турнира в старте Джорджио Кьеллини, но маленькое чудо состоялось. Итальянцам оставалось совершить большое.
Идея Лева заставить соперника играть на своей половине поля провалилась. Лишь на несколько минут за весь первый тайм Италия прижалась к воротам, и тогда ей действительно разок повезло, когда мяч от ноги Барцальи, перед этим выскочив из ладоней Буффона, укатился не в угол ворот, а на угловой. В остальных ситуациях немцы неплохо разыгрывали мяч, но не те защитники у итальянцев, чтобы давать забивать «из-под мышки».
Зато неожиданно дал слабину Хуммельс, пропустивший прорыв с места Кассано. По ситуации бы его должен был страховать Боатенг, но не требуйте невозможного. Антонио сделал пас на мчащегося Балотелли, и Бадштубер проиграл тому борьбу в воздухе.
Ничего худшего с Германией произойти не могло. Ясно было, что теперь возможностей контратаковать у Италии будет еще больше. Когда Лам грубо ошибся с выполнением офсайда и Балотелли вколотил второй мяч, полагаться на футбольную науку подопечным Лева уже было бессмысленно. Требовалось призвать ту волю, что позволила Германии отыграться с 0:2 в финале мексиканского ЧМ-86 с Аргентиной и с 1:3 в знаменитом полуфинале ЧМ-82 в Испании с Францией. И немцы побились за свое счастье, вышедшие в перерыве Ройс и Клозе (на сей раз Лев с перетрясками перегнул) сделали все, чтобы Германия создала свои моменты. Но когда вы видели в последний раз, чтобы Италия упускала разницу в два мяча, тем более в играх с Германией, которой не проигрывает никогда?
Варшава
Германия — Италия — 1:2
-
Голы: Балотелли, 20 (0:1); 36 (0:2); Озил, 90+1, с пенальти (1:2)
-
Предупреждения: Балотелли, 37; Бонуччи, 60; де Росси, 84; Мотта, 89; Хуммельс, 90+3
-
Судья: Стефан Ланнуа (Франция)
28 июня. Варшава. «Национальный». 58 000 зрителей