Нет смысла в очередной раз пересказывать событийный ход очередного допингового скандала, связанного с заявлениями, сделанными в США российским профессором Григорием Родченковым. Тем паче что это занятие напоминает разгребание уж очень дурно пахнущей субстанции.
Чемодан с компроматом
Прежде всего замечу, что слова отставного профессора — уголовная явка с повинной. Даже если этот поступок продиктован внезапно подступившим к горлу желанием покаяться. Ведь он сам себя обвиняет в целом ряде нарушений не только кодекса WADA, но и уголовного права. Для начала: подмена проб, ночное незаконное проникновение в их хранилище. Можно долго и небезосновательно обвинять в различных грехах Родченкова и рыться в его биографии, чем многие СМИ и занялись. На мой взгляд, это совершенно не интересно. Бывший глава московской антидопинговой лаборатории Родченков — частный случай. Меня интересует ситуация с допингом в российском спорте.
За наших атлетов, уличенных в употреблении запрещенных препаратов, извинился министр спорта Виталий Мутко. Политическую подоплеку допинговых разоблачений отвергал президент России Владимир Путин. Родченков утверждает, что у него есть доказательства, причем документальные. Снимал ли он подмену проб? Вряд ли. Но учитывая тот пост, который занимал профессор, публикация его «чемодана с компроматом» (или ее отсутствие) — наиболее интересный сейчас момент.
Государственный подход к фармакологии
Многие коллеги-журналисты убеждены в том, что к запрещенной фармподпитке прибегают лишь некоторые спортсмены. Я же уверен в том, что на ней давно сидит весь спорт высших достижений. Россия впереди планеты всей, не потому, что больше нарушает, а лишь потому, что чаще попадается. Еще в 2013 году наша страна уверенно заняла первое место в мире по количеству уличенных спортсменов. А вот лидировавшие прежде китайцы откатились в малопочетном этом рейтинге на 12-ю строку. Замечу в скобках, что фантастический рывок атлетов Поднебесной во многих видах спорта при этом заметно застопорился. И снова бездоказательно выскажу подозрение, что это взаимосвязанные моменты. Однако Китай — спортивная держава. Некоторое отступление — здравый путь во имя наведения порядка.
А вот наши, повторю, попадаются с незавидной регулярностью. Вопросы у меня к организации этого, увы, гигантского дела — фармакологической подпитки атлетов. Избитый вопрос: почему норвежские коллеги Родченкова много лет успешно защищают от любых обвинений своих «биатлонистов-астматиков»?
Россия нокаутом проигрывает фармакологическую схватку, ведь за долгие годы изобретен в лабораториях мира не только милдронат, тут очень важна игра на опережение. Это же относится и к научному поиску способов ускоренного выведения препаратов. Наши лаборатории должны помогать спортсменам, а не подставлять их! Наконец, мы традиционно отстаем в плане аппаратурного оснащения медицинских центров, занятых этими проблемами. Ссылаясь, естественно, на дефицит средств, но это — совершенно нерачительный подход с учетом тех сумм, которые тратятся на возведение спортивных сооружений и подготовку атлетов.
Спорт, и это очевидно, — дело государственной важности, и подход к нему должен быть государственный.