Участие сборной России в Евро-2016 станет «чистым» экспериментом: по меньшей мере три команды из группы В, куда попала команда Леонида Слуцкого, равны по силам, а Англия если и кажется принципиально выше, то пока исключительно благодаря орденам и медалям прошлых лет.
Под прицелом Нельсона
Рой Ходжсон вышагивал по микст-зоне, волоча за собой шлейф из сотрудников собственной пресс-службы. Больше всего ажиотажа было, конечно, вокруг него. Ради мнения тренера сборной Англии даже сломали символическое ограждение, из-за которого футбольный лорд Нельсон вещал в диктофоны и камеры. Акулы — другого слова не подобрать — из воскресных английских газет едва не разорвали Ходжсона на части, но интересовала их совсем не сборная России, а противостояние с Уэльсом. Тренер «львов» в ответ предложил не раздувать розни внутри одной страны и сосредоточиться на футболе. Правда, Ходжсон то и дело вступал в противоречия с самим собой. Судите сами: с Россией судьба его никогда не сталкивала, пусть англичанин тренировал сразу три сборные — Англии, Швейцарии и Финляндии. На просьбу оценить состав россиян и Артема Дзюбу в частности Ходжсон напомнил, что он тренирует Англию и может все рассказать о ее игроках, а вот о команде Слуцкого готов говорить не раньше весны. При этом, по его мнению, «Россия — очень сильная команда», к которой он относится с огромным уважением. Все вышеописанное, по сути, и есть жеребьевка. Мероприятие пышное, важное, но формальное — дальше некуда. После того как Рууд Гуллит и Бишенте Лизаразю закончили таскать бумажки, количество штампов на квадратные триста метров превысило вековой максимум.
Тренер сборной России на всем этом фоне смотрелся достойно. Слуцкий предпочел прилететь в Париж за несколько часов до жеребьевки, к масштабному общению склонен не был, но иностранцам понравился. Англичане не забывали язвить насчет Фабио Капелло, словаков радовала возможность практиковаться в русском языке.
Трудности перевода
Даже если оставить за скобками старую мудрую сову Роя Ходжсона (один российский тренер, правда, как-то кулуарно назвал его «конъюнктурщиком»), тренеры сборных из группы В олицетворяли собой свои команды. Тренер Уэльса Крис Коулмен брал за душу задором и откровенностью. И был единственным, кто не постеснялся сверкнуть некоторыми знаниями о соперниках.
— Мы молодая команда, многие игроки сейчас на подъеме и продолжают прибавлять. Никого бояться не собираемся, более того, уверены, что нам по силам продолжить успешный отборочный турнир и выйти из группы. Россия грамотная команда, у которой очень неплохая атака. В обороне при этом у них не все получается быстро, поэтому постараемся использовать этот нюанс в свою пользу.
Коулмэн, тренировавший когда-то в «Фулхэме» Алексея Смертина, запомнил единственного русского игрока, как настоящего профессионала, с которым элементарно было найти общий язык. Последнее можно утверждать и в адрес самого Коулмэна, который после официальной части провел еще минут десять, общаясь (к сожалению, не под диктофон) со «Спортом День за Днем» и даже поучаствовал в мини-презентации книги Вадима Евсеева и Игоря Рабинера в исполнении самого литредактора. Услышав перевод самого популярного и самого короткого в российской футбольной истории телеинтервью, валлиец расчувствовался и попросил передать автору победного гола в стыке квалификации Евро-2004 (Уэльс — Россия — 0:1), что он тогда своим голом разбил ему сердце.
Тренер сборной Бельгии Марк Вильмотс в Париж не приехал, не будучи в силах прервать отпуск. Но бельгийские журналисты, которые еще недавно радостно освещали матч Лиги чемпионов «Гент» — «Зенит», сходу бросились предупреждать про Уэльс:
— Вы думаете, наверное, что для вас — Англия самый сильный соперник. На самом деле мы намучились с этим Уэльсом и заслуженно ему в отборе проиграли, — дали назидание России люди из страны, возглавляющей рейтинг ФИФА. — Тактически идеально выстроенная команда, умеет играть быстро, в том числе переключаться с обороны на атаку, и наоборот.
Врба и «Зенит»: разное пишут!
Словацкий тренерский штаб представлял не столько стиль своей команды, сколько слова Леонида Слуцкого о том, что еще рано в красках расписывать перестроения этого соперника при потере мяча. Сам главный, Ян Козак, человек, когда-то обыгравший с «Кошице» «Спартак», на жеребьевку не приехал, и от его отсутствия повеяло еще большей тайной. Как объяснил пресс-атташе федерации, Козак вообще не любитель таких публичных мероприятий, а потому ни в 17-м округе Парижа не показался, ни в Санкт-Петербурге на жеребьевке не был. Можно только предположить, что результаты жеребьевки Козака рассмешили: в сентябре Словакии начинать отборочный цикл ЧМ-2018 с Англией. Лучше спарринга, чем летом во Франции, не придумаешь.
Зато словаки помогли нарисовать портрет Леонида Слуцкого и сборной России, правда, слегка разойдясь в оценке с Крисом Коулмэном — назвали нашу сборную сильной в первую очередь командной игрой, играющей от обороны. Таким лишний раз была подчеркнута формальность всех процедурных изречений.
В отличие от самоустранившегося Козака, другие тренеры — как Рой Ходжсон перед микрофонами и швед Эрик Хамрен в частной беседе со «Спортом День за Днем» — подчеркивали, как рады они были побывать на Неве и что еще с удовольствием приедут, едва представится возможность. Весело на эту идею откликнулся и «черный тюльпан» Рууд Гуллит, но вот вспоминать «Терек» ведущий церемонии отказался. Причину привел умилительную, заставив ностальгировать по своему недолгому пребыванию в Грозном: «Извините, ребята, официальная часть кончилась, сейчас пора развлекаться!».
Под развлечением каждый из участников жеребьевки понимал разное. Большинство тренеров и прочих представителей ассоциаций остановились в отеле «Меридьен», через дорогу от дворца Конгрессов. К их услугам был ресторан прямо напротив входа, куда звезды футбола довольно охотно наведывались. Неплохо «зажгла» чешская делегация вместе с главой Мирославом Пелтой, продавшим когда-то Радослава Ковача в «Спартак» в ситуации, когда на это не было, казалось, никаких шансов. Тренер чехов Павел Врба, услышав слово «Петербург», заметно оживился. Когда же пришлось напомнить ему про последние слухи относительно его совместного с «Зенитом» будущего, Врба засмущался и махнул рукой. Разное, мол, пишут.
Румынский «генерал» Ангел Иорданеску слегка крадущейся походкой хоккейного мэтра Виктора Тихонова несколько раз пересек холл туда-обратно без видимой цели. Предраг Миятович приехал в гости к Висенте Дель Боске и на ухающем испанском назначал кому-то в мобильник встречу. Швед Эрик Хамрен, как всегда, интеллигентно озирался по сторонам с большим пакетом из магазина в руках. Радомир Антич казался бы тренером сборной Сербии, если бы не был тренером сборной Швейцарии. Португалец Фернанду Сантуш также был в привычном образе: угрюмо двигал челюстями, глядя исподлобья. Леонид Слуцкий на этом фоне был и вовсе скромен: посидев немного с представителями РФС, рано отправился спать.
Аплодисменты Платини
Не все тренеры, впрочем, выбрали «Меридьен». Фатих Терим разбил лагерь где-то поближе к Триумфальной арке, не появился на публике и Йоахим Лев — тренера чемпионов мира, как будто, вообще никто вне пределов флэш-зоны не видел. И испарился Йоги из дворца Конгрессов так же незаметно, как и появился.
Возможно, немца смутили довольно условные меры безопасности при входе в официальный отель. В «Меридьен» с улицы мог зайти любой желающий, сделавший вид, что просто хочет позвонить по мобильному подальше от уличных клаксонов. В зону посадки в самолет аэропорта имени Шарля де Голля можно попасть, миновав всего лишь один контроль, при этом сев на электричку в не самом благополучном Сен-Дени. Париж категорически не хочет лишать себя прежнего образа жизни и привычных развлечений. Музеи и памятники снова открыты, люди празднуют что-то каждые сутки до глубокой ночи. Воспринимая при этом усиленный пропускной режим, как должное и совмещая приятное с полезным. Коллеги, приехавшие накануне из Бордо, где «Рубин» играл с местными в Лиге Европы (2:2), рассказывали, что ни при входе в вагон скоростного поезда, ни на протяжении всех трех часов пути до Парижа никто не проверил у них билеты. И при этом, ничто не способно отменить Евро-2016. Он пройдет во Франции, назло, как говорил Вацлав Гавел, «лжи и ненависти». Французы патриотичны и гостеприимны. Первое — на тысячу процентов, второе — в меру. Когда до начала жеребьевки на экранах показывали лучшие голы чемпионатов Европы всех времен, победный мяч Мишеля Платини в финале 1984-го зал приветствовал аплодисментами, а «пятка» Златана Ибрахимовича в 2004-м была встречена молчанием. ПСЖ — это еще не вся Франция. Точно так же, как никакой «Старбакс» не способен ни за какие деньги выселить с угла, выходящего на Нотр-Дам, вековой парижский ресторан.
Это будет прекрасный и гордый, праздничный и смелый чемпионат Европы. И мы вправе гордиться, что будем его частью.
Париж