В последние дни один клуб, кажется, привлек к себе все внимание прессы. И это не «Челси», не «Манчестер Юнайтед» и не «Арсенал», а середняк «Вест Хэм» – хоть и обладающий богатой историей, но за последние десятилетия не попадавший так надолго в эпицентр событий футбольного мира.
Причиной столь пристального интереса стали приобретение скромными «молотобойцами» двух аргентинских звезд – Карлоса Тевеса и Хавьера Маскерано и последующее официальное уведомление на Лондонской фондовой бирже о том, что в настоящее время между клубом и группой «потенциальных инвесторов» ведутся «ознакомительные» переговоры на тему покупки самого «Вест Хэма» главой лондонской инвестиционной компании MSI (контролирующей дела бразильского «Коринтианса»), которую возглавляет британец иранского происхождения Кия Джурабчан.
Слухи о возможной продаже «Вест Хэма стали причиной бурной дискуссии о «тайных инвесторах» и «серых деньгах» в современном профессиональном футболе. С разных сторон начали раздаваться призывы – дескать, футболу необходимо стать более прозрачным с финансовой точки зрения. Иными словами, он должен стать более подотчетным и избавиться от серых кардиналов и анонимных инвесторов, тщательно скрывающих свое имя по тем или иным причинам. В дебаты ввязался даже УЕФА, который в лице своего официального представителя Уильяма Гайярда посоветовал британскому правительству начать расследование подобных сделок. Британцам также рекомендуют включить в законодательство положение о том, что владельцы клубов должны быть известны и официально зарегистрированы в качестве таковых, чтобы исключить возможность возникновения ситуации, при которой деньги поступают в футбол из «неназванных источников», а настоящие владельцы остаются в тени.
В то же время само британское правительство разводит руками: какие-либо расследования могут проводиться только тогда, когда законы нарушены, а до тех пор сделать ничего невозможно. Кроме того, инвесторы, которые сразу же приходят на ум при упоминании «странных сделок» последних лет в английском футболе, на самом деле после приобретения клубов и не пытались скрываться. Всем прекрасно известно, что Роман Абрамович владеет «Челси», Владимир Романов – клубом «Хартс», а Александр Гайдамак – «Портсмутом». Поэтому даже если у «Вест Хэм» и сменится владелец и им станет кто-нибудь из российских или восточноевропейских бизнесменов или олигархов (хотя в Британии применительно к данной теме уже начали говорить и о ближневосточном интересе), то вполне можно ожидать, что имя этого человека тут же станет известно (довольно сложно скрывать свое имя, регулярно посещая VIP-ложу стадиона, а по телевизору владельцу клуба смотреть матчи своей команды как-то не пристало).
И уж совсем любопытно звучат слова Гайярда о том, что УЕФА хочет, чтобы «больше клубов находилось под общественным началом или под руководством людей, действительно к ним неравнодушных». Ведь в последнее время футбол все больше и больше воспринимается как бизнес (и не последнюю роль тут играет УЕФА с его многомиллионной Лигой чемпионов). А «любители с горящими глазами», за которых, похоже, так ратует тот же УЕФА, за всю историю футбола уже наломали немало дров.