О первом для отечественного футбола чемпионате мира вспоминает один из самых опытных игроков сборной СССР образца 1958 года нападающий Никита Симонян.
Яшин ходил на рыбалку
— С какими чувствами вы ехали на дебютный чемпионат мира?
— Со смешанными. Это было связано с тем, что накануне мирового первенства наша сборная лишилась из-за дисквалификации трех основных игроков — Татушина, Огонькова и Стрельцова. К тому же был травмирован Игорь Нетто, хотя в Швецию он все-таки поехал. Тем не менее, на чемпионате мира надеялись выступить успешно.
— Какой-то инструктаж перед отъездом в капиталистическую страну на предмет, как пел Высоцкий, «что там можно, что нельзя», вам устраивали?
— Нет, ничего такого не было. Жили мы на базе под Гетеборгом и были практически изолированы от всего остального мира. Кстати, неподалеку от нас находилась другая тренировочная база, на которой расположились бразильцы. Мы даже наведались к ним в гости, и они не возражали, чтобы мы поприсутствовали на их тренировке.
— Потеря трех ведущих игроков как-то сказалась на атмосфере в сборной?
— Абсолютно никак. У нас был дружный, сплоченный коллектив, неприятные мысли о дисквалификации ребят были отброшены, и все старались сосредоточиться только на футболе, на ближайшем матче.
— Как проводили свободное время между матчами?
— По-разному. Кто-то играл в теннисбол, кто-то — в волейбол, а кому-то больше по душе было посидеть с удочкой на расположенном неподалеку от базы озере. Например, Лев Яшин, заядлый рыбак, не мог упустить такой возможности. И, знаете, возвращался он на базу не с пустыми руками. А однажды решили наведаться в гости к своим «соседям» — бразильцам. Будущие чемпионы мира отнеслись к нашему визиту благожелательно и даже не стали возражать, чтобы мы поприсутствовали на их тренировке.
Платини назвал регламент турнира каменным веком
— Так получилось, что со сборной Англии вы за короткий срок сыграли трижды: помимо двух матчей на чемпионате мира была еще и товарищеская встреча накануне мундиаля…
— Верно, мы тогда сыграли с англичанами вничью — 1:1. Но, конечно, куда больше запомнился матч на групповом этапе чемпионата мира. В нем тоже была ничья — 2:2, причем соперник сравнял счет в самой концовке, когда небезызвестный венгерский арбитр Жолт назначил пенальти, которого на самом деле не было: нарушение правил случилось метра за полтора до линии штрафной. По итогам группового турнира у нас с англичанами оказалось по три набранных очка. Действовавший тогда регламент предусматривал в подобных случаях переигровку, из-за чего нам за одиннадцать дней пришлось сыграть пять матчей! Когда я позже рассказывал все это нынешнему президенту УЕФА Мишелю Платини, он назвал тогдашний регламент каменным веком.
— В нашей сборной тогда не ходили шутки по поводу того, что, мол, надоело уже с этой Англией играть?
— Нет, таких шуток не было. Я в товарищеском матче участия не принимал, играл Эдик Стрельцов. Кстати, ведь была в том году еще и четвертая игра с англичанами — уже осенью, на их поле, где мы крупно проиграли. Но в главном поединке — переигровке за выход в четвертьфинал чемпионата мира — победа со счетом 1:0 была за нами.
— Открыв счет в матче с Англией, завершившемся ничьей 2:2, вы стали автором первого гола в летописи советского футбола на чемпионатах мира. Позже пришло осознание, что приложили ногу к историческому событию?
— Никогда об этом не задумывался. Ну, забил и забил. Этот гол мог забить и кто-то другой.
— Из пяти игр, проведенных советской сборной на том чемпионате мира, в четырех капитаном команды были вы. И только с бразильцами повязку надел Нетто…
— Я уже упомянул, что Игорь приехал на турнир с травмой и смог сыграть только против Бразилии. Он и был капитаном сборной, так сказать, на постоянной основе. А когда его на поле не было, капитанская повязка переходила ко мне.
Пеле выделялся даже на фоне партнеров
— Какое впечатление произвела сборная Бразилии, с которой вам довелось встретиться в группе?
— Достаточно взглянуть на их тогдашний состав: что ни игрок — то величина. Начиная с вратаря Жилмара, защитников Джалмы Сантоса, Орландо, Беллини, Нилтона Сантоса и заканчивая игроками атакующей группы Вава, Диди, Гарринча, Пеле, Загало. К тому же Бразилия поразила всех на том чемпионате новой тактической схемой 4-2-4. Для многих соперников эта тактика стала полной неожиданностью. Бразильцы закрыли центральную зону еще одним игроком, а вкупе с безукоризненным владением мячом это создавало всем соперникам огромные проблемы. Мы тоже испытали эти сложности на себе. В матче с советской сборной, конечно, здорово смотрелся Пеле, но еще ярче сыграл Гарринча.
— В Пеле, который дебютировал на чемпионатах мира в 17-летнем возрасте, уже можно было разглядеть будущую мегазвезду?
— Да, он выделялся даже на фоне своих великих товарищей по команде. Правда, забить нам так и не сумел. И когда он спустя много лет приезжал к нам в страну рекламировать кофе «Пеле», на приеме в бразильском посольстве задал вопрос: «Кто в том матче играл у сборной СССР под пятым номером?» Это был Виктор Царев. Видите, запомнил Пеле защитника, который не дал ему забить в той встрече.
— Какую тактическую схему использовала наша сборная на мировом первенстве?
— Тогда большинство команд играли по так называемой схеме «дубль вэ», в том числе и сборная СССР. Это уже потом мы стали переходить на революционную тактику, предложенную в Швеции бразильцами.
Вы что, Полтаву забыли?
— Как в те времена, когда спортивная медицина еще только делала первые шаги, удавалось восстановить силы накануне очередного матча? Тем более — в кратчайшие сроки перед переигровкой с Англией…
— У нас в сборной был очень квалифицированный специалист, ныне легендарный врач Олег Маркович Белаковский. Кстати, он еще на Олимпиаде в Мельбурне оказал оперативную помощь Тищенко, который даже с переломом ключицы отказался покинуть поле. Белаковский наложил ему фиксирующую повязку и прибинтовал руку к туловищу, благодаря чему наша сборная не осталась в меньшинстве — замены ведь тогда еще не были разрешены. А для восстановления после игр использовались, в основном, сауна и массаж. Хотя перенапряжение перед игрой с Англией было такое, что я, например, так и не смог уснуть. Не помогало даже снотворное, которое попросил у врача.
— Пройдя в переигровке англичан, вы получили в соперники по четвертьфинальном матчу хозяев первенства — шведов. Были какие-то сложности при подготовке к этой игре?
— Как я уже сказал, во время группового турнира мы базировались под Гетеборгом, а на игру со Швецией предстояло ехать в Стокгольм. И вот здесь, считаю, была допущена серьезная ошибка, когда руководители делегации предпочли лететь на самолете, хотя там езды на поезде — от силы часов пять. Вышло так, что рейс постоянно задерживался — наверняка не без «помощи» шведских властей. И в итоге перелет, который должен был занять максимум полчаса, растянулся до позднего вечера. Когда мы наконец добрались до шведской столицы и разместились в гостинице, было уже около часа ночи. А назавтра уже игра! В довершение ко всему в шесть утра прямо под окнами отеля начались дорожные работы. Естественно, ни о каком нормальном отдыхе и восстановлении при таких обстоятельствах не могло быть речи.
Был и еще один нюанс. Когда тренерский штаб во главе с Гавриилом Дмитриевичем Качалиным на предматчевом собрании стал спрашивать молодых игроков, готовы ли они сыграть со шведами, те едва ли не побелели от страха. Видя, что ребята не справляются с психологическим давлением, тренеры не рискнули сделать ставку на молодежь. И обратились к опытным футболистам: мол, потерпите, нужно обыграть хозяев чемпионата хотя бы с минимальным счетом. Тогда в разговор вступил руководитель делегации, начальник управления футбола Валентин Матвеевич Антипенок. «Как это так — с минимальным счетом? — негодующе спросил он. — Мы этих шведов громили еще под Полтавой, и вы сейчас должны сделать то же самое!»
В итоге четвертьфинал мы проиграли. И по ходу самой игры, как говорится, все было против нас. Даже гол, который забил Ильин по всем правилам при счете 0:1, не был засчитан. После чего шведы забили второй мяч, довели матч до победы и прошли в полуфинал.
— Как оценили выступление советской сборной на родине?
— Естественно, был разгром, жесточайшая критика в прессе и вообще повсюду. При существовавшей тогда системе от всех спортсменов всегда ждали только побед.
— А какова ваша оценка результата, показанного сборной СССР на шведском мундиале?
— С учетом того, что это был дебют нашей команды на мировых чемпионатах, в отсутствие какого бы то ни было опыта участия в подобных турнирах, а также без трех ключевых игроков, считаю, что попадание в восьмерку лучших сборных планеты можно назвать достойным результатом. Тем более что мы сумели опередить в группе родоначальников футбола англичан.
Хотя, думаю, в своем боевом составе мы вполне могли претендовать на призовое место. На чемпионство, конечно, нет — Бразилия была недосягаема ни для кого. Но если в ходе подготовки к турниру мы в товарищеских матчах дважды обыграли действующих чемпионов мира немцев — 3:2 на своем поле и 2:1 в Ганновере - это говорит о большом потенциале той советской сборной.