Сборная старалась ИГРАТЬ в футбол. Для кого-то это комплимент, мол, работа с мячом, попытки созидать. Для кого-то — повод ухмыльнуться: не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет. И те и другие будут правы. Вторые, с ухмылкой — «правее», потому что сборная проиграла. А в этом случае ковбои из анекдота в пианиста стрелять, может, и не будут. А у нас — будут, причем изо всех стволов. Ожидания, знаете ли. Традиционно имперские — раз. Сдобренные уверенностью, что словенцам мы проиграли только из-за кальянов — два. А это не так.
Дик, разумеется, мыслит не так широко, как Гус. Никакого Титова Адвокат, приди он в сборную в тот момент, отцеплять бы не стал. Если Хиддинк на первых порах все же имел философию: «Сборная должна быть БЫСТРОЙ и голодной», — и делал для этого ШАГИ (порой и революционные), то Адвокат принял на веру все то, что Гус когда-то провозглашал. И насчет отсутствия резерва. И насчет «недостатка мужского начала» (я не слабохарактерность имею в виду, а недостаток роста и ширины кости). Мог ли он поступить иначе? Были ли у него варианты?
Вот он, главный вопрос. Ведь любой из нас, умеющий порой поскрести в затылке не только потому, что чешется, а чтобы подумать — любой из нас скажет: да особо и не было. Все равно мы должны играть в атаку. Все равно «держать и не пущать» — не наше: мы сами себе в этом случае «привезем». Все равно, рекомендуемый многими ввод Касаева или Бухарова не КАРДИНАЛЬНОЕ И ВРАЗ усиление. Адвокат будет кивать на молодежку. И это будет тот «пистолет, что перевесит сто других улик». Но вот когда был Гус — лично я понимал, что он хотя бы думает о других вариантах. Касательно Адвоката у меня такой уверенности нет. Он отрабатывает контракт. И не парится по поводу Веллитона. В этом цикле он все равно не помощник. А дальше — проснемся-разберемся. Или пусть «Спартак» разбирается. Разве Адвокат в этом не логичен, со своей-то точки зрения? Логичен. Со своей. А вот Хиддинк об этом бы думал. Пил бы капучино. Летал бы в Голландию. Но — думал.
Я, однако, не готов присоединиться к хору тех, кто, например, считает, что Жиркова он поставил, поскольку «так было всегда». А делать так было нельзя, потому что недостаток практики, тра-ля-ля... Да, недостаток, не спорю. Да, слабо выглядел. Кстати, слабость левого фланга атаки нашей сборной — ведь еще и Аршавин был «никакой», тут-то практика ни при чем, правда? — стала, по-моему, неприятной неожиданностью даже для Дика. Но я сейчас о Жиркове. Мне кажется, его слабая игра, подмеченная всеми, и критика вообще появления его в основе суть проекция взгляда на нашу сборную вообще. Я спрошу: а весь прошлый год у него этой практики было завались, да? И чего это он был лучшим почти во всех матчах? Включая Марибор? И не выходим ли мы все здесь (начиная с уважаемого Евгения Ловчева) старательными, с карандашом в руках, ожидателями того, что наши правильные, но банальные заключения (мол, игрок должен играть, так для него и для всех лучше) сбудутся в одном отдельно взятом матче? И тогда мы возопим: «Вот, я же говорил?!» Иными словами, не таково ли отношение к сборной вообще?
Мы следим за ней, как ревнивый муж за супругой, которую он считает ветреной. И сами уже не знаем, чего нам больше хочется: подтверждения наших тайных подозрений? Или наоборот?
«Так ведь она дает основания», — скажут мне. Дает, соглашусь. Да еще и подбрасывает дровишек (к примеру, устами Константина Зырянова: «Другой, мол, не будет, любите эту»). А медовый месяц в 2008-м был так хорош, что мы все равно будем требовать от нее «вот того». И слова «другой не будет» нами воспринимаются не как банальная правда, а как наезд, мол, «куда ты, родной, денешься?».
«Да денусь! — кричат. — Да я вот напьюсь и яблоками тебя забросаю!» Любой дальше легко продолжит эту «семейную параллель» если не на личном, так на соседском примере. Обычно ведь попьют-побуянят, да возвращаются.
Но ведь ситуация и впрямь тревожная. Меня даже не столько таблица беспокоит. А то, что у нас нет общего понимания: в матчах с упертыми ширококостными командами наша сборная по определению БУДЕТ ИМЕТЬ ТРУДНОСТИ. Словакия это или Словения. Или кто еще... Если не будет на пике двигательной готовности — будет трудности иметь. А впереди — Ирландия с Македонией. Мы все же средневесы. Я не место в рейтинге имею в виду (хотя на шестое в мире нас когда-то зря устроили, в хорошее веришь быстро, но это неправда — мы уже лет двадцать там не были), а именно невозможность играть так в обороне, как словаки. Не чураясь никакой «черновухи». «Заточенными» на отбой. Наша игра — это все равно вязь. И мы будем кататься на синусоиде. Считать это признаком класса? Или голых понтов?
Точно так же, как умение (только глупый оспорит) Акинфеева играть ногами. Ну и прибытку нам, скажут, от этого умения? Что ответить?
Точно так же, как и умение Аршавина «обострить». Он настолько пытается «обострить», что почти сам уже и не ходит в обводку…
Сейчас сборная приперта к стене. И в табличном смысле, и в смысле отношения к ней. Часто русским это «к стене» идет на пользу. От души надеюсь, что так и будет. Другое дело, что искать теперь виноватых ТОЛЬКО на том андоррском холме сборная больше не имеет права. Даже если они и впрямь виноваты.
Она теперь кое-что нам должна, сборная.