Российский заявочный комитет первым среди претендентов на проведение чемпионата мира 2018 года встретился в Цюрихе с международной прессой. Позже примеру россиян последовали голландцы и бельгийцы. Остальные конкуренты от этого права отказались, предпочитая общаться только со своей прессой — и то выборочно. В течение часа утром понедельника Виталию Мутко пришлось отбиваться от нападок британских журналистов.
Очередь к Бекхэму
Выглядел министр вполне убедительно и даже вальяжно. Шутил, отвечал на самые каверзные вопросы, не попадался в ловушки акул пера и даже начал свое выступление на английском: «Good morning ladies and gentleman! Ill speak Russian». Переводчиком выступил сам Алексей Сорокин.
Надо сказать, что зал в отеле Marriot, где проходил брифинг, был до отказа набит британской прессой. Оказалось, что сами англичане встречаются с журналистами выборочно: на беседу с премьером Великобритании Джеймсом Камероном, который уже в Швейцарии, надо было записываться задолго, и встретился он в итоге с немногими. Пример с политика взял и Дэвид Бекхэм, к которому на интервью оказалось попасть чуть ли не сложнее. Англичане же роют швейцарскую землю в поисках дискредитирующих соперников фактов. Докопались до того, что их же собственные шансы стали оцениваться ниже.
Россию же скандалы практически не затронули. Порочащим имидж российской заявки выглядел разве что доклад независимого исследовательского центра Маккинзи, который оценил экономическую ситуацию в нашей стране. Сто процентов набрала только Англия, по 91 получили Портулия и Испания, 87 — у Бельгии и Голландции, у России — 86.
Мутко ломает стереотипы
— Российской заявке не помешают скандалы? — первый вопрос Виталию Мутко.
— Если вы проанализируете все, что происходит, то как раз в адрес России ничего не сказано. Только старые аргументы, связаные с закрытостью прессы, тоталитарным режимом. Но это все мы слушаем уже 70 лет. Ничего нового. Это клише, которое сегодня пытаются пристегнуть России. Наша задача как раз его менять. Показывать, что мы открытая страна. Если получим чемпионат мира, то в 2018 году покажем, что мы другая страна. Что у нас есть Ярославль, например, там тоже живут люди.
Россия, как и другие коллеги, проделала огромную работу, продвигая свою заявку, — продолжил Мутко. — Мы с большим уважением относимся ко всем нашим соперникам. Считаем, что любая из этих европейских стран способна на высоком уровне провести чемпионат мира. Но мы хотели бы надеяться, что такое право будет отдано России. Наша заявка и наш подход к организации полностью отвечают философии ФИФА. Эта организация, которая через футбол развивает страны, проводит много социальных программ. И мы считаем, что проведение чемпионата мира в России полностью отвечает этим целям. Во-первых, это новая страна, которая еще никогда турнир не принимала. У нас живет около 180 народностей. Второе: в связи с проведением чемпионата мира у России будет огромное национальное наследие. И третье: мы бы очень хотели всех пригласить в Россию, показать новую, открытую страну, наших людей, показать, что не все те представления, которые имеются о нашей стране, соответствуют действительности.
— Как прокомментируете экономическое заключение, сделанное «Маккинзи консалтингс»? Независимая компания поставила Россию на последнее место с экономической точки зрения среди всех претендентов.
— Я бы не сказал, что мы на последнем месте с экономической точки зрения. Там шесть показателей, которые дополняют друг друга. А вывод заключается в том, что нет ничего, что помешало бы России провести чемпионат мира. Я не понимаю, откуда вывод о последнем месте. По бюджету мы примерно в одном поле с конкурентами. Реализация билетов — все в погрешностях. Золотовалютный запас страны — около 550 млрд долларов. Россия не должна никому. Темпы роста в районе четырех-пяти процентов.
— Приедет ли Владимир Путин на презентацию и голосование?
— Самая непосредственная поддержка заявки оказывается премьером-министром. Он ежедневно занимается этим делом. Даже сегодня с утра мы обсуждали вопрос продвижения заявки. Он дал все необходимые заявки от имени правительства страны. И дал три дополнительных гарантии: о строительстве необходимого количества стадионов, о бесплатном проезде между городами, о безвизовом въезде болельщиков на территорию страны. Что касается его приезда в Цюрих, то он сам сделает заявление. Возможно, уже завтра.
А мы им — фильмы
Вечером в понедельник официальный сайт ФИФА опубликовал имена тех, кто будет на сцене представлять заявки: по пять человек от каждого оргкомитета. Помимо этого в Цюрих прибудет ряд известных в разных областях людей: Анна Нетребко и Валерий Гергиев; Алексей Смертин и Андрей Аршавин; Валерий Шанцев и Игорь Шувалов; Елена Исинбаева и Роман Абрамович. Под вопросом только приезд Владимира Путина.
— Наша презентация будет состоять из выступлений очень авторитетных людей, высокохудожественных слайдов и нескольких высокохудожественных фильмов, — пояснил гендиректор заявочного комитета «Россия-2018» Алексей Сорокин. — Очень сложно оценивать с позиции зрителя самого себя, то, что ты делаешь с самого начала. Мы сжились уже с проектом за все это время. Лучшими судьями будут те, кто впервые все это увидит.
— На сколько голосов рассчитываете в первом туре?
— На тринадцать. Тринадцать голосов обеспечат нам победу в первом туре.
— А если троих чиновников ФИФА сейчас дисквалифицируют?
— Если вам интересно мое личное мнение, то, считаю, сейчас дисквалифицировать никого нельзя. Потому что соответствующие органы даже не успеют собраться. Это будет странное развитие событий.
— Виталий Мутко говорил о стереотипах, которые надо ломать. На ваш взгляд, какие стереотипы надо ломать в первую очередь?
— Это представления о России как о закрытой стране, где живут угрюмые люди. И где никогда ничего хорошего не бывает. Сейчас уже так думает меньшинство, но и этих людей надо переубедить блестящей организацией чемпионата мира. Лучшей платформы для этого нет.
Цюрих