9 мая «Рубин» со счетом 1:0 обыграл московское «Динамо» в финале Кубка России, проходившем в Екатеринбурге. Матчей такого уровня уральский город еще не принимал, а потому старался все сделать на отлично. Что-то получилось, что-то – нет.
«Всё для болельщиков»
Движение на ведущем к Центральному стадиону проспекте Ленина перекрыто: именно здесь проходит парад в честь Дня Победы. По брусчатке на Площади 1905 года проезжают танки. Финал Кубка России включили в расписание городских торжеств – между парадом и салютом.
На окраинных переулках – свои гуляния. Один из заводов проводит эстафету среди работников и местных жителей. Бегут в основном гастарбайтеры. Среди зрителей – суматоха, кто-то возмущается: «Это же не ваш праздник!»
— Как не наш, слушай? – удивятся приезжие рабочие. – У нас тоже деды воевали.
После парада многие спешат на стадион в надежде достать билет. Информация о том, что остатки появятся в кассах, подтверждается, но билетов крайне мало. И тут как тут спекулянты. Перед игрой они наводнили своими предложениями форум на сайте футбольного
клуба «Урал». Пользователи взъелись на модераторов: «Баньте этих барыг!» Особенно всех возмутил такой пост: «Друг отказался идти. Есть один билет. Номинал – 600, отдам за 1000. Всё для болельщиков!!!»
Как выяснилось, это предложение было еще действительно «для болельщиков». У стадиона интересуюсь у одного из клиентов перекупщиков, сколько стоил билет.
— 900 отдал, а стоит он 200, – говорит тот. – Сволочи!
«Рубиновое» метро
На игру идут обычные болельщики, фанаты, ярые фанаты и совсем уж хулиганы. Перед матчем местную станцию метро «Динамо» кто-то переименует в «Рубин», заменив металлические буквы на входе. Снятое на камеру мобильного телефона видео этого безобразия выложат в Интернет, и за пару дней ролик соберет больше пятидесяти тысяч просмотров. Выходка станет информационным поводом для всех телеканалов Екатеринбурга. Но у этой истории счастливый конец: через несколько часов после пропажи название «Динамо» вернется на место.
На официальном сайте казанцев мгновенно появилось заявление: «Администрация футбольного клуба “Рубин” не одобряет противоправных действий участников этого видео, но благодарна участникам акции за то, что они самостоятельно убрали вывеску, вернули на место прежнее название, а также за желание поддержать команду. Мы обращаемся к болельщикам с просьбой не совершать противоправных действий, не оскорблять чувства болельщиков других клубов, поддерживать свою команду исключительно легальными способами».
«Неодобрение» администрации выразилось в том, что в этом самом заявлении не забыли указать прямую ссылку на нашумевший ролик, а на официальном видеоканале клуба мини-репортаж с интригующим названием «А была ли станция метро “Рубин” в Екатеринбурге?» закончили словами: «А ведь акция удалась – “Рубин” победил в этом финале».
Фанаты «Урала», вернее их боевое крыло, весь день провели в состоянии максимальной готовности. Отношения с хулиганами «Рубина» у них почему-то не заладились. В прошлом году, когда «Урал» принимал казанцев в 1/16 финала Кубка России, фанаты обоих клубов даже
договорились о драке перед матчем. Местные бойцы ждали гостей у одного из торговых центров, но так и не дождались. Зато на ту игру нежданно приехали злейшие враги – фанаты «Амкара».
Хулиганы из Перми любят наносить внезапные визиты в Екатеринбург. В 2006‑м после игры «Урал» – «Динамо» (Махачкала) они устроили настоящий беспредел. Болельщики шли с игры в сторону метро, и вдруг подъехали два автобуса с пермскими номерами – ребята в перчатках (под ними – кастеты) выбежали на аллею и принялись отбирать шарфы и колотить прохожих…
Но на финале Кубка России все спокойно. Пермяков нет, хулиганов «Рубина» – тоже. Фанаты «Урала» стоят у входа на Центральный стадион. Со стороны, отведенной для болельщиков «Динамо».
— Почему не заходите на трибуны?
— А мы не пойдем на игру.
— Проблема с билетами?
— Не, билеты-то есть. Но не у всех. Если уж идти – так всем вместе. Но ничего: мы тут обстановочку смотрим. «Проход» вот видели у «Динамо».
— Что видели?
— Это когда все вместе идут на стадион, кричат что-то, жгут фаеры. У «Динамо», конечно, классно получилось.
Поле
За неделю до игры в Екатеринбурге обнаружились серьезные проблемы с газоном. Из-за его плохого состояния финал могли перенести в Грозный. На поле экстренно засеяли голландскую траву, и на Центральный стадион то и дело заезжали с проверками первые лица города.
Газон здесь вообще мало кто хвалит. Футболисты «Урала» называют поле вязким и рассказывают, что оно «ходит»: корни травы не вросли в основание.
После игры главных тренеров спросят, как им газон. Сергея Силкина потянет на лирику:
— Стадион отличный. Я сам играл на нем в 1994 году. Шикарный стадион. Но, чего греха таить, газон был не в лучшем состоянии. У «Рубина» была возможность отдохнуть, у нас – нет. А на вязком поле утомление приходит быстрее.
Курбан Бердыев выскажется мягче:
— Хочу поблагодарить работников стадиона, потому что видел на фото, в каком состоянии был газон за две недели до игры. Проведена большая работа. Считаю, что такие матчи нужно обязательно проводить вне столицы. Ажиотаж вокруг сегодняшней игры подтверждает, что города, в которых нет клубов премьер-лиги, способны принимать матчи такого уровня.
Фото с Губерниевым
На дверях ресторанчика канадской кухни (он напротив входа на стадион) висит табличка: «Камера хранения». По помещению гуляет отчетливый запах перегара. Вместо столиков – сложенные друг на друга рюкзаки. Здесь оставляют свои вещи фанаты «Динамо».
— Бесплатно? – интересуюсь у парней неподалеку.
— Бесплатно.
— Фанаты «Урала», говорят, с вами дружат. Тепло встретили?
— Ну, они и с «Зенитом» дружат. Только за это их нужно того…
Тут же вижу, что значит «того»: собеседник несколько раз топает по полу. Примерно так, увлеченно и сильно, принято давить тараканов. И потому становится немного не по себе.
— А еще мы это… – к горлу снова подкатывает комок. – Еще мы город ваш не успели осмотреть. Жалко – красиво тут. После игры сразу на поезд. Опять трястись 30 часов.
— Добираетесь недорогим, проходящим?
— Не, у нас свой поезд. От клуба. Билеты всего по 600 рублей.
Комментатор Дмитрий Губерниев в Екатеринбург приехал работать – впервые на футболе после нашумевшего случая в перерыве матча «Спартак» – «Зенит», – но внезапно сам стал действующим лицом финала. От просьб дать автограф и сфотографироваться нет отбоя.
— Всё? – спросит он у волонтеров, когда они сделают совместное фото.
— Как это всё? – возмутятся парни. – Тут мальчик еще отдельно хотел.
Местному спортивному журналисту Альберту Чудиновских уже за восемьдесят, но финал Кубка России он пропустить не мог: игр такого уровня в истории свердловского футбола не было никогда.
— Ваш прогноз, Альберт Иванович? – спрашиваю его во время игры.
— Будет дополнительное время или даже пенальти, – уверяет он. – В основное вряд ли забьют. Так что пойду пока попью водички.
Некубковый Вьештица
Центральные секторы обычно самые унылые: «волна» и стройный хор кричалок чаще всего гаснут именно здесь. Но на кубковом финале все иначе. Здесь поддерживают своих (в основном «Рубин») и дружно вскакивают во время «волны». Кому-то из обитателей сектора А даже достались аплодисменты. Игрок казанцев от души запулил мяч на трибуны, а сидевший далеко не на первых рядах болельщик головой вынес его обратно к беговым дорожкам.
На центральном секторе обнаруживаю и защитника «Урала» Милана Вьештицу. В 2002 году серб стал с «Зенитом» финалистом Кубка России – и вот отличный повод вспомнить о кубковой атмосфере. По-русски Милан говорит если не на пять, то на четверку с плюсом. У него и «мусорные» выражения типично русские: например, «это самое».
— Узнали вас сегодня на стадионе? – спрашиваю у Вьештицы. На арене шумно, поэтому приходится кричать.
— Пока нет. Но я опоздал на игру – пробирался через ряды. Соседи по трибуне вроде не узнали.
— Как вам сегодняшний футбол?
— Приятно, конечно, смотреть такой матч. А участвовать в нем еще приятнее… Но игра пока скучновата.
— «Урал» этой весной не собрал ни одного аншлага. Пять тысяч зрителей на ваших матчах – еще хороший показатель. Не обидно?
— Когда аншлаг, играть намного лучше, конечно. Но весной, в начале третьего круга, погода была ужасная. Там, наверное, и самый преданный болельщик бы не пошел на стадион. А сегодня погода классная – смотреть футбол одно удовольствие. Думаю, со следующего сезона на нас будет ходить больше зрителей: начнем же в июле, в хорошую погоду.
— Десять лет назад вы играли с «Зенитом» в финале Кубка России и проиграли ЦСКА – 0:2…
— Ну, я не выходил тогда на поле. Но финал – это финал. Всегда интересно. Даже когда ты на скамейке.
— В «Лужниках» тогда было почти пятьдесят тысяч зрителей. Сильно нынешняя атмосфера уступает той, десятилетней давности?
— Честно говоря, я уже не помню, какая тогда была атмосфера. Но сегодня она интереснее – точно. Просто «Лужники» – большой стадион. А я больше люблю такие, как этот: небольшие, с трибунами рядом с полем. Не, сегодня все просто классно.
— В Сербии в финалах национального Кубка вы не играли?
— В 2008‑м мы выиграли чемпионат и Кубок. Но в финале я не сыграл: сломал палец. Не везет мне в этом плане.
— Какая в Сербии обстановка на кубковых финалах?
— Если играют «Црвена Звезда» и «Партизан», тогда точно полный стадион. И там болеют очень сильно – не так, как сегодня. Это надо видеть! И драки постоянно…
Пьедестал, баннер и камень
Прогноз ветерана свердловской журналистики не сбывается: победным оказывается гол Романа Еременко, забитый на 78‑й минуте. Фанаты «Динамо» сразу после финального свистка выскакивают на поле и оккупируют пьедестал. Особенно запомнится 150‑килограммовый парень: он не перепрыгнет – снесет рекламный щит, а затем распихнет животом охранников.
Становится страшно, когда фанаты побегут к сектору «Рубина» и примутся провоцировать казанских «коллег». Но те на это не поддадутся. Тогда московские хулиганы попробуют утащить из центрального круга баннер с изображением генерального спонсора – помешают игроки «Урала‑95». Юные футболисты победят в перетягивании рекламного материала, с чем позже поздравят их главного тренера Алексея Седова.
Полиция вмешается в беспорядки не сразу. Чуть позже в пресс-службе Главного управления МВД по Уральскому федеральному округу объяснят это тем, что полицейские лишь оказывали содействие организаторам мероприятия и их службе безопасности. Поэтому полиция сработала, когда ситуация стала выходить из-под контроля и могло случиться кровопролитие. В результате были задержаны 20 хулиганов и составлено 24 протокола.
А некоторые фанаты устроили беспорядки и после матча: один из них бросил камень в окно автобуса, увозившего «Рубин» со стадиона. К счастью, никто не пострадал.
Вопрос от Уилкшира
В смешанной зоне журналисты подходят к Люку Уилкширу, чтобы задать пару вопросов. Но у него они тоже есть.
— Where is Natasha? – недоумевает Люк. Где загадочная Наташа, ответить никто не смог.
Роман Еременко чуть позже предположит, что австралиец был пьян.
У Сергея Рыжикова во время интервью разрывается мобильник.
— Сергей, у вас звонок, – заметят журналисты.
— А, ничего! – отмахнется вратарь. – Не первый!
— Как вам болельщики на поле?
— Работники стадиона не подготовились как следует. Думали провести европейский финал, а у нас без полиции, сами видите, нельзя.
— В конце матча вы успели полежать на газоне. Что случилось?
— Мы с Шуниным головами столкнулись, когда он побежал на подачу углового.
— Неожиданная встреча.
— Ага.
Роман Еременко на удивление серьезен. Автор победного гола в финале Кубка России должен быть как минимум улыбчивее. Пытаемся его развеселить.
— Кубок-то тяжелый? Нам, журналистам, его подержать не давали, вот и не знаем.
— Тяжелый! – улыбнется-таки Роман. – Вообще, нынешний сезон – не самый удачный для нас. Хорошо, что удалось компенсировать это выигрышем кубка. Эта победа была для нас единственной возможностью попасть в еврокубки.
— Пока вы надевали золотые футболки, на поле бесчинствовали фанаты «Динамо». Не перепало случаем?
— Не-не, нас не тронули. Не ожидали, конечно, этого. Но ничего, все в порядке.
Екатеринбург