Прошедший тур, несомненно, войдет в историю чемпионатов: шесть выездных побед подряд (и ни одного ничейного результата в восьми встречах), причем в числе побежденных на своем поле оказались клубы, проходящие нынче (объективно или нет — иной вопрос) по разряду претендующих на самые высокие места, возглавляемые тренерами, способными ставить игру, в домашних матчах — в том числе. Среди поверженных «Зенит», объявивший после 0:2 от «Томи» об увольнении Дика Адвоката; «Москва», пропустившая сразу три гола (огромное количество, если не забывать, что в предыдущих 17 турах соперники сумели забить в «московские» ворота всего восемь мячей); «Крылья Советов», еще больше наклонившие наклонную плоскость, на которой оказались; «Динамо», постоянные похвалы в адрес которого выглядят — после вылета из Лиги чемпионов и невзрачной игры с «Тереком» — изрядно преувеличенными.
Тактические эпизоды некоторых матчей заслуживают того, чтобы о них вспомнить.
Ва-банк в Химках
Грубейшая ошибка защитника Денисова заставила Андрея Кобелева пойти ва-банк: без разницы, действительно, проигрывать 0:1 или 0:2, а вот выгода от принятого тренером решения могла быть. Решение же оказалось следующим. Кобелев на последние 10 минут матча с «Тереком» оставил в обороне Ковальчука, Колодина и Граната и в середине поля перед защитниками Уилкшира, больше обозначавшего помощь вышеупомянутой тройке, нежели реально помогавшего. Все силы были брошены на атаку: по флангам братья Комбаровы, в середине Хохлов, в атаке Смолов, Кержаков и Кокорин. Подобная тактическая перестройка на ходу, рискованная, безусловно, по сути своей, могла сработать только при одном условии — осмысленном разнообразии атакующих ходов «Динамо». Их, однако, не было: при всем желании простейшие навесы, неоправданные попытки сыграть индивидуально, примитивные вылазки по центру очень сложно назвать разнообразными ходами.
Миграция хавбеков
«Локомотиву» удалось переиграть «Крылья» во многом благодаря точно выбранным направлениям в атаке и насыщенной середине поля, взявшей, несомненно, верх над самарской серединой. Расчет «Крыльев» на контратаки, возникновение после часа игры тандема Коллер — Адамов, намерение строго сыграть от обороны — ничто не помогло рассыпающейся на глазах команде. Конструкция «Локо» никакой сложностью не отличалась, но выглядела крепкой и надежной во всех игровых стадиях. Любопытное построение под единственным форвардом Сычевым (Одемвинги — Билялетдинов — Глушаков) сработало на все сто. В киевском «Динамо» у Юрия Семина точно так же играли под Милевским Еременко — Алиев — Нинкович. Если продолжать сравнения, то пара опорных в «Локо» (Шарлес — Дуймович) несколько слабее, думается, пары опорных Киева семинской поры (скажем, Вукоевич — Корреа или Вукоевич — Каддури), но оба крайних защитника «Локомотива» (Янбаев и Кузьмин) в атаке выглядят не хуже Бетао и Каддури (или Несмачного). Весьма привлекательной кажется система взаимодействия (со сменой позиций и взаимостраховкой) между Одемвинги, Билялетдиновым и Глушаковым.
Агрессия «Рубина»
«Рубин» сумел подавить «Москву» мощью в единоборствах, агрессией в атаке и обороне, плотностью построений в середине поля. Казанский клуб применял различные методы коллективного отбора мяча на протяжении всей встречи, подчас не давая сопернику дышать. Суждения, что прессинг, дескать, как один из оборонительных методов уже устарел, опровергается не только «Рубином», но и многими представителями чемпионатов Англии, Германии (один только «Хоффенхайм» чего в этом плане стоит!), Италии и даже Испании — достаточно посмотреть, как они играют.
Прессинг, стоит заметить, способствует проявлению здоровой агрессии, поскольку заставляет футболистов постоянно быть предельно концентрированными и готовыми в момент потери мяча тотчас же перейти к оборонительным действиям. «Рубин», не приходится сомневаться, тщательно тренирует методы коллективного отбора мяча. При их применении в игре казанцев нет даже намеков на «художественную самодеятельность»: все выполняется в строгих рамках командной игры. Гости «Москвы» опутали соперников невидимыми нитями и, время от времени стягивая их, разрушали игру противника еще до того, как она приобретала атакующие очертания.
Вынужденные перемены
О бразильском направлении спартаковской селекции забывать, конечно, не стоит, однако в Нальчике Бразилию представлял лишь Веллитон: Алекс перебрал с карточками, Ибсон травмирован, Кариока в запасе. Это не помешало, во-первых, сделать Веллитону хет-трик и, во-вторых, выстроить в середине поля игру таким образом, что нальчикскому «Спартаку», пребывающему на краю пропасти и потому вдвойне опасному, удалось лишь на одном из отрезков матча сравнять счет.
Сложно сказать, какая из пар спартаковских опорных полузащитников сегодня сильнее: Ибсон — Кариока, Ковальчук — Кариока, Ковальчук — Сабитов (она играла в Нальчике). Все зависит от поставленных перед игроками этой зоны задач. Наверное, в плане поддержки атаки Ковальчук — Сабитов менее эффективный вариант, нежели Ибсон — Кариока, но в Нальчике, стоит предположить, два бразильца были бы менее заметны в оборонительных действиях, чем Ковальчук и Сабитов. Неверным было бы утверждение, что оба опорных хавбека «Спартака» в полной мере справились с оборонительными функциями. Играй против московского клуба более изощренная в атаке команда, гостям пришлось бы туго. Но итоговый вариант позволяет говорить о верности выбранного Валерием Карпиным и его помощниками варианта.