(Фото: РИА «Новости»)
Ровно 60 лет назад легендарный хоккеист впервые стал чемпионом мира.
Пожалуй, трудно найти для советского болельщика более популярный персонаж в зарубежном хоккее, чем легендарный шведский нападающий Свен Юханссон, более известный как Тумба.
Да что там фанаты, даже наши знаменитые деятели культуры Александра Пахмутова и Николай Добронравов в 1968 году под влиянием яркой игры Юханссона сочинили незамысловатую песенку «Мяч и шайба», которую часто исполнял Эдуард Хиль. Там были и такие слова: «Мы играли с прославленным Тумбой».
«Шведский Бобров» забил самому Льву Яшину
Сегодня есть очень хороший повод снова вспомнить «прославленного Тумбу». Ровно шестьдесят лет назад — на чемпионате мира, проходившем в Швейцарии, золотые медали впервые в своей истории завоевала сборная Швеции. А вот одним из лучших игроков «Тре Крунур» в далеком теперь уже 1953 году как раз и стал Свен Юханссон.
Красивая легенда гласит, что именно тогда и началась первая путаница с фамилией форварда, ведь в том золотом составе кроме Свена выступали еще три... Юханссона. Не надо пояснять, что эта фамилия очень распространена в Швеции, так же как у нас Иванов.
Зная честолюбивый характер чемпиона, можно было предположить, что Свен не захочет делить свою законную славу с остальными тезками. Почти двенадцать лет он терпел эту «несправедливость», пока в 1965 году не отважился сменить фамилию.
Да и звучное прозвище долго искать не пришлось — Тумба! Именно так назывался маленький пригород Стокгольма, в котором 27 августа 1931 года и появилась на свет будущая звезда хоккея.
Впрочем, приклеился к Тумбе и еще один очень уважительный, как бы сейчас сказали, никнейм. В Советском Союзе журналисты и болельщики частенько величали скандинавского форварда «шведским Бобровым».
Почему? Да потому что, как и Всеволод Бобров, в юности Свен был отменным футболистом. В составе клуба «Юргорден» наш герой даже становился чемпионом Швеции по футболу, сыграл пять матчей за национальную сборную.
Сам Тумба, говоря о футболе, часто вспоминал игру против московского «Динамо», когда он забил красивый гол самому Льву Яшину.
Как Роберт Ашберг приехал в Питер
Автору этого очерка посчастливилось несколько раз лично общаться с легендарным Тумбой. Одна такая удивительная встреча произошла в Питере в морозном ноябре 1991 года. А «виновником» самого первого знакомства с легендарным хоккеистом оказался известный шведский тележурналист Роберт Ашберг.
Популярность ток-шоу «Роберт Ашберг здесь» в те годы была примерно сравнима с нынешними рейтингами программы «Пусть говорят» Андрея Малахова. Как правило, все свои громкие интервью Ашберг проводил в студии стокгольмского телевидения, но одну из очередных программ он решил сделать на выезде.
Чтобы лучше понять все политические, социальные да и спортивные процессы, которые происходили в России в «лихие девяностые», — импровизированную студию оборудовали прямо в культовом отеле «Астория». Питерских коллег на это ток-шоу пригласил в то время корреспондент по Скандинавии и обозреватель программы ТСН, а ныне ведущий «Вестей недели» Дмитрий Киселев.
В рамках прямого эфира Ашберг из Питера рассказывал своим зрителям буквально про все — про развал СССР, талоны на сахар, очереди в винные магазины и безумно популярные тогда новости «600 секунд».
В конце шоу был поставлен Робертом и каверзный вопрос: «А вот зачем, скажите, в этой раздираемой проблемами стране нужно развивать буржуазный и элитный гольф?»
В гольф играли Ельцин, Тайсон, Рагулин и Пеле
Для рассуждения на столь необычную тему «Россия и гольф» как раз и был приглашен в студию Тумба Юханссон.
— Мои друзья шутят, что я родился с клюшкой в руках, — начал разговор загорелый и седовласый викинг, — может, поэтому я и полюбил гольф. После сорока лет мне уже было сложно кататься на коньках, но в новой игре я смог опять не расставаться со своей любимой клюшкой.
Естественно, что по своей чемпионской натуре Тумба не смог быть на вторых ролях и в новой для себя ипостаси. Поэтому неудивительно, что к его футбольным и хоккейным наградам скоро добавились медали и кубки турниров по гольфу. В начале семидесятых он даже представлял сборную Швеции на Мемориале Эйзенхауэра и Кубке мира, становился победителем скандинавского международного турнира.
Позже Тумба освоил и профессию гольф-дизайнера. Только в Швеции по его авторским проектам построили более десяти полей. Не все знают, что Тумба организовал и сам спонсировал два собственных турнира. Один — сугубо коммерческий, для крутых фирм и компаний, а вот второе соревнование проводилось одновременно для всех — профи, «чайников» и детей.
И вот 15 сентября 1987 года сбылась давняя мечта Тумбы — в Москве на одном из заброшенных пустырей улицы Довженко торжественно открылся первый в СССР гольф-клуб.
Стоит вспомнить, что первый символический удар клюшкой сделали звезды мирового спорта: Пеле, Майк Тайсон, Александр Рагулин. Да и Борис Ельцин тоже как-то заглянул «на огонек» в гольф-клуб Тумбы.
Рассказ Тумбы был очень ярким и эмоциональным, но время прямой трансляции на Стокгольм из «Астории» подходило к концу.
— Конечно, вы правы, ломать стереотипы — это самое тяжелое, — с улыбкой отвечал легендарный хоккеист, — поначалу и моя идея казалась крайне сомнительной. Надо было не только добиться разрешения у властей на строительство, но еще и вызвать интерес к этой элитной игре у россиян. Надо было буквально заставить их полюбить гольф. Да что там говорить, препятствий было много, но я всегда добивался поставленной цели. А как иначе!
И в этом ответе был он весь целиком! Свен Юханссон по прозвищу Тумба.