Шахматы в сортире. Это еще не самое жесткое выражение, которое приходит на ум. Матч между Владимиром Крамником и Веселином Топаловым приостановлен. Скорее всего, вообще сорван.
Вкратце восстановим хронологию событий. В четверг на матче был объявлен очередной выходной. Но менеджер Топалова Сильвио Данаилов не отдыхал. Он отправил в оргкомитет матча протест. На трех страницах он обвинил Крамника в слишком частом использовании туалетной кабинки в комнате отдыха. Тут стоит отметить, что туалет – единственное место, по понятным причинам не оборудованное камерами видеонаблюдения. Следовательно, теоретически игрок, находящийся в туалете, может получить подсказку извне. Не исключена и компьютерная помощь.
Разбирать пресс-релиз Данаилова собрался Апелляционный комитет. Позже Крамник прямо обвинит двоих членов комитета – Зураба Азмайпарашвили (Грузия) и Георгиоса Макропулоса (Греция) в том, что те, будучи «большими друзьями Данаилова», пошли на поводу у болгарской делегации.
Копаться в тонкостях «туалетгейта» не позволяет элементарная человеческая брезгливость. Скажу лишь, что почти все претензии Данаилова были удовлетворены. В ответ Данаилов пишет новый протест, в котором настаивает на полном исполнении его ультимативных требований! Приведу пассаж из этого, с позволения сказать, документа:
«Чемпион мира Веселин Топалов возмущен сомнительным поведением г-на Владимира Крамника, принимающего все свои самые ответственные решения в туалете». Комментарии излишни.
Менеджер российского чемпиона Карстен Хензель пишет ответное письмо. В нем говорится, что Крамник согласен продолжить матч на двух условиях: полной смене Апелляционного комитета и беспрепятственном допуске своего подопечного в туалет при комнате отдыха. Эти требования никто не собирался выполнять.
Наступает время пятой партии. В 15.00 судья пускает часы Крамника. Владимира на сцене нет. Он созывает журналистов, но лишь для того, чтобы произнести краткую эмоциональную речь. Из нее становится понятно, что Крамник не собирается продолжать матч.