Пойдут ли в гору российские горные лыжи?
Неделю назад, ошарашенный известием об уходе из жизни Владимира Маслаченко, автор этих строк в безграничном интернет-потоке народных эпитафий великому спортсмену и телекомментатору набрел на одно удивительное признание. Болельщик, явно относящийся к числу тех, о коих принято говорить «со стажем», восхищался горнолыжной ветвью комментаторского таланта Владимира Никитовича. И подкреплял свою мысль примерной такой фразой: мол, лично он полюбил горные лыжи именно за ту неповторимую интонацию, с которой Маслаченко произносил с телеэкрана всего два слова: «Пирмин Цурбригген».
Прочитав это откровение, я поразился, насколько точно оно воспроизводит и мои детско-юношеские воспоминания и впечатления. Действительно, диковинные тогда для отечественного телевидения горные лыжи покоряли не только техническим мастерством и бесстрашием спортсменов, но и этим совершенно эксклюзивным голосом за кадром. Голосом, который подчеркнуто отчетливо, словно логопед перед ребенком, выводил все буквы и звуки заковыристой фамилии знаменитого лидера швейцарской сборной. Голосом, который с неуловимой мягкостью французского произношения буквы Ж выдавал в эфир: «Марк Жирарделли». И раскатисто прокатывался по Р, произнося: «На трассе Ингемар Стенмарк» или «Френи Шнайдер»…
Повод для гордости
Присутствие фамилии Цурбригген в ростере сегодняшней сборной Швейцарии не должно вводить в заблуждение – нынешнего зовут Сильван. Троюродный брат Пирмина на пару десятков лет моложе и «всего лишь» бронзовый призер Олимпийских игр – в отличие от золотого достижения его дальнего родственника. Да что за примерами за бугор ходить! Вот, скажем, Владимир Андреев, один из лучших советских горнолыжников 80-х годов – теперь вполне успешный комментатор на телеканале «Евроспорт». А Светлана Гладышева, обладательница серебряной медали Игр-1994 в Лиллехаммере в супергигантском слаломе, вот уже полгода как президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России (ФГССР).
У нового президента уже есть как минимум один повод для гордости: первым олимпийским объектом предстоящих Игр в Сочи, сданным в эксплуатацию, становится горнолыжный комплекс «Роза Хутор». И буквально через пару месяцев, в феврале 2011 года, там пройдут первые официальные соревнования – этап Кубка Европы. «Более серьезного и представительного старта на будущей олимпийской трассе – этапа Кубка мира – придется подождать еще один год, – говорит Светлана Гладышева. – Мы, кстати, были бы рады, если бы в международном календаре появился не один, а сразу несколько российских этапов мирового Кубка. И многие регионы нашей страны с давними горнолыжными традициями – Башкортостан, Урал, Красноярск, Сахалин – готовы в перспективе принять у себя соревнования подобного ранга. Другое дело, что у Международной федерации уже давно такой замшелый, консервативный календарь, в котором в основном представлены известные горнолыжные курорты с солидной репутацией. И в него не так-то просто вписаться. Хотя надеюсь, что этап Кубка мира в Сочи, пройдя проверку боем в следующем сезоне, после успешного проведения Олимпиады 2014 года займет постоянное место в официальном календаре FIS».
Укротительница против клоунады
В спортивном мире за горнолыжным спортом закрепилось прозвище «белый цирк». Если воспользоваться соответствующей терминологией для характеристики двух последних десятилетий российских горных лыж, то 90-е годы можно назвать эпохой блистательных укротительниц склонов Светланы Гладышевой и Варвары Зеленской, привозивших медали с Олимпиады и чемпионатов мира. А вот то, что творилось в нашем «белом цирке» на стартовом отрезке нового тысячелетия, иначе как клоунадой и не назовешь. Громадная спортивная держава, в которой страсть к горным лыжам питал ни больше ни меньше президент (а ныне премьер-министр) страны, а национальный олимпийский комитет возглавлял представитель этого вида спорта, не располагала ни качественными трассами международного уровня, ни достаточным количеством квалифицированных тренеров, ни хоть какими-то надеждами на высокие результаты на крупнейших турнирах. При этом ситуация оставалась стабильно безнадежной на протяжении многих лет.
Сейчас времени на борьбу с последствиями клоунады у бывшей «укротительницы», пересевшей в президентское кресло, в обрез. Потому и работа ведется сразу по многим направлениям. Оперативно сформирован тренерский штаб сборной, в котором, как водится в наших «сильно отстающих» видах спорта, не обошлось без иностранных специалистов – словенцев Урбана Планиншека и Марьяна Чернигоя. Координатором процесса управления сборными командами назначен Леонид Мельников, чья должность именуется «спортивный директор».
«Одна из главных задач в подготовке тренерских кадров – раскачать сложившуюся ситуацию, – говорит Светлана Гладышева. – Молодые специалисты, которых у нас хватает по всей стране, варились в собственном соку, не имея возможности получить квалифицированную помощь, консультации от более опытных коллег. Теперь мы намерены исправить положение путем организации целого ряда семинаров, где как раз и будет происходить обмен опытом. Надеюсь, нам удастся в кратчайшие сроки устранить пробелы в методическом образовании молодых тренеров».
Встречайте Алека!
Скоростные дисциплины – супергигантский слалом и скоростной спуск – в 80-90-е годы были коронкой практически всех самых ярких звезд отечественных горных лыж. То же самое можно сказать и о неожиданном новичке нынешней российской сборной Александре Глебове. Неожиданном потому, что еще год назад этот спортсмен, сын русского и португалки, выступал за Словению, где, собственно, он и родился. Но теперь российские корни напомнили о себе, и Алек (так он просит себя называть), даже почти не зная русского языка, изъявил желание выступать за нашу страну. Соответствующие бумаги уже оформлены, и дебют Глебова в составе сборной исторической родины может состояться уже в середине декабря, на этапе Кубка мира в итальянском местечке Валь Гардена.
Впрочем, на этом список натурализованных легионеров (если в данном случае вообще уместно подобное определение) в российской сборной и заканчивается. По-прежнему лидерами команды остаются Александр Хорошилов, Степан Зуев, Сергей Майтаков, Елена Простева. Подтягиваются к основному составу и более молодые Настя Кедрина, Анна Сорокина, неплохо выступающие на второстепенных стартах мирового календаря.
«Сейчас мы немного поменяли приоритеты в подготовке юных горнолыжников, – говорит Светлана Гладышева. – Упор сделан на технические дисциплины – специальный слалом и слалом-гигант. Важно поставить ребятам правильную технику, довести движения на трассе до автоматизма. А уж когда они повзрослеют, заматереют, можно будет на хорошем техническом базисе формировать скоростные качества. Таким путем мы рассчитываем добиться серьезного прогресса наших спортсменов и выйти на тот уровень, который позволит нам стать реальной силой в мировом горнолыжном сообществе».