Саша Каун, прилетевший в Москву несколько дней назад, только начинает адаптироваться в родной стране. Смена часовых поясов оказалась не таким уж сильным испытанием, но впереди еще длинный процесс привыкания к европейскому баскетболу и даже к русскому языку. Ведь последние семь лет Саша слышал вокруг себя только английскую речь.
— Вы на каком языке сейчас думаете? На русском или на английском?
— Ха-ха, подловили! Вообще-то и на том, и на другом. Иногда и по-английски сначала фраза в голове формируется. Но это, наверное, временно. Ведь сначала, когда я в США приехал в 16 лет, я английского совсем не знал. И в баскетбол играть не умел, можно сказать. Сначала даже трудно было на площадке с другими игроками друг друга понимать.
— Не умели играть? Но ведь вас пригласили в Штаты именно по «баскетбольной линии»?
— Ну да, посчитали что у меня хорошие данные: когда уезжал в «хай скул», рост был где-то 207 сантиметров, правда, весил килограммов 80 или меньше. Я вообще больше стремился сюда за образованием. Ну а потом, когда в баскетболе начало кое-что получаться, баскетбол вышел на первый план.
— Но ведь и возможности запускать учебу в Америке тоже нет? От тренировок могут отстранить?
— Да, с этим строго, вообще разных правил много, но мне и учеба удовольствие доставляла. Компьютеры, программирование — это моя стихия. Я в этой сфере как рыба в воде. Прошлым летом, когда проходил стажировку в одной компании в Канзасе, понял, что когда с баскетболом закончу, наверняка буду заниматься компьютерами.
— Ну это еще не скоро произойдет. На три года у вас контракт с ЦСКА, после второго сезона можно будет уехать в НБA. Карьера профессионального баскетболиста сильно будет отличаться от студенческой?
— Это просто другой уровень. Ведь в команде колледжа собраны просто лучшие ребята из школ. Ну а в клубе, тем более таком, как ЦСКА, — просто лучшие игроки. Баскетбол ведь такое дело: чем дольше играешь — тем лучше разбираешься. Когда выступаешь с ветеранами, это понимаешь очень хорошо. Вот у нас в колледже одним из тренеров был Денни Меннинг (бывший игрок НБA, «Лучший запасной игрок сезона-1997/98»), и он иногда играл с нами на тренировках. Так вот, удивляешься, прыгать человек уже не может, бегать не может, а играет! Подборы делает, забивает. Просто на одних знаниях о игре и опыте. Так и мои партнеры в клубе — знают об игре гораздо больше меня. Так что сейчас самое главное — быстро учиться.
— В Москву приехали сразу после драфта. Вас выбрал «Сиэтл» и сразу продал права на вас в «Кливленд». Какие мысли по этому поводу?
— Очень удивлен был! Номер, конечно, невысокий, 56-й, но я ведь вообще не рассчитывал, что меня выберут. Я уже подписал контракт с ЦСКА, и все в Америке об этом знали, значит, команды, может быть, рассчитывают на будущее. Главное, это то, что ты оказываешься среди этих 60 человек, которых выбирают. Столько хороших игроков во втором раунде выбирают, вот того же Аринаса в свое время...
— Большую роль в этом сыграла победа в чемпионате NCAA, которую в этом году вы одержали. Ведь выбрали всех основных игроков.
— Конечно, люди, которые уже показали, что могут выигрывать, очень ценятся. Это вообще очень полезный опыт — одержать большую победу. Тебя начинают узнавать не только в твоем штате, показывают по главным каналам, ведут на прием к президенту. Это вообще всем идет на пользу. Вот даже тем парням из команды, которые больше времени на лавке сидели и сами платили за свое образование. Карьеры профессионалов им не светят, но они получили отличную рекламу, и теперь и будет попроще найти себе хорошую работу.
— НБА — это не такая уж обязательная цель для Александра Кауна?
— Ну в ближайшее время об этом точно не буду думать. Сейчас надо пробиться в состав ЦСКА, ведь здесь нет никакой гарантии, а там уж посмотрим. Вообще, главное везде выигрывать, особенно сейчас, когда вкус почувствовал. Победы в NCAA, в НБА или в Евролиге — это, я думаю, одинаково приятно.
— Ну а мечта какая нибудь в спорте есть? Какой титул в мировом баскетболе кажется самым главным?
— Олимпийское золото. Это точно. Конечно, выиграть любой другой чемпионат — это большая честь, но Олимпиада случается только раз в четыре года, и многие спортсмены даже об участии в ней могут только мечтать. А у меня есть шанс попасть в команду уже в этом году!