Леннарт Юханссон после смещения с поста президента УЕФА недолго оставался в тени. Однако в Одессе, куда швед прибыл по приглашению президента Украинской федерации футбола Григория Суркиса, он ошарашил известием о том, что новый президент УЕФА Мишель Платини не будет препятствовать объединению чемпионатов России и Украины. Естественно, подобное заявление вызвало шквал откликов.
УЕФА не будет возражать
Идея объединения чемпионатов России и Украины не нова. В разные годы эта тема поднималась неоднократно, в том числе такими серьезными людьми, как президент донецкого «Шахтера» Ринат Ахметов (один из самых богатых людей Украины). В какой-то момент его предложение нашло поддержку в России, однако в УЕФА даже слышать не хотели ни о каких совместных проектах. Турниры – пожалуйста, чемпионаты – нет.
Вроде бы все уже махнули рукой, и вдруг сенсационное, разворачивающее позицию УЕФА на 180 градусов выступление Леннарта Юханссона: «Я сказал Платини: в исполкоме УЕФА есть представитель Украины мистер Суркис и представитель России мистер Колосков. Они должны тщательно продумать проект и представить его на рассмотрение исполкома. Думаю, это не за горами». То есть Юханссон дал понять, что позиция УЕФА кардинально изменилась и что он говорит не от своего имени, а от имени Платини.
Вопрос объединения – в первую очередь политический. Наивно предполагать, что его можно решить на уровне Виталия Мутко и Григория Суркиса, без привлечения государственных чиновников. Обоим, между прочим, это прекрасно известно. Президент РФС в разгар недавней коллизии с передачей телевизионных прав нарвался на жесткий каламбур президента Путина. Глава Украинской федерации футбола получил щелчок по носу еще в 2004-м, когда позволил себе публично предположить, что Россия заменит Польшу в совместной заявке на проведение Евро-2012.
Владимир Владимирович тогда отрезал мгновенно: «Россия не будет на подхвате ни у Польши, ни у какой другой страны».
Неравенство интересов
Комментарии слов Юханссона не заставили себя ждать. Вячеслав Колосков, например, с присущим ему умением не говорить ни «да», ни «нет» тем не менее отметил, что слияние чемпионатов нерентабельно. Виталий Мутко, не привыкший ходить вокруг да около, рубанул сплеча: «Бредовая идея…» Попробуем разобраться, так ли это.
Главный вопрос, который возникает при рассмотрении перспектив возможного объединения: Зачем?
На него есть два ответа – чувственный и рациональный. Если руководствоваться ностальгическими воспоминаниями об уровне конкуренции, который поддерживался в союзном первенстве благодаря противоборству различных футбольных школ, можно умиленно пустить слезу и броситься возводить мосты между прошлым и настоящим.
Более трезвые размышления приведут нас к пониманию, что ни в политике, ни в геополитике уже ничего не восстановится. С точки зрения бизнеса объединение чемпионатов более выгодно Украине. Российская премьер-лига уже сейчас зарабатывает десятки миллионов долларов и с каждым годом будет зарабатывать больше. Положительная динамика обусловлена неуклонным ростом рекламного рынка нашей страны. На данный момент его годовой объем равен $7,5 млрд, а к 2010 году специалисты прогнозируют увеличение до $11 млрд.
На Украине эти цифры на порядок меньше. К тому же здесь только два суперклуба – киевское «Динамо» и «Шахтер». В России – как минимум четыре: «Зенит», «Локомотив», «Спартак» и ЦСКА. Плюс к этому статусу финансово приближаются «Москва», «Сатурн» и «Рубин», а в скором будущем еще и московское «Динамо».
То есть образование российско-украинского футбольного альянса объективно невозможно на паритетных началах. Паритет ушел в небытие вместе с Советским Союзом и ценами на газ по $50 за тысячу кубов. Настоящее заставляет усомниться в справедливости постановки знака равенства между понятиями «по-братски» и «поровну». Соответственно, сделанное несколько лет назад предложение Рината Ахметова о слиянии десяти лучших команд Украины и десяти лучших команд России никак не может быть принято.
Пустые хлопоты?
Если уж вести речь об объединении, то на совершенно иных условиях, ведь Россия входит в проект в качестве донора, со своим рекламным рынком, телевизионными и спонсорскими контрактами и так далее, а значит, имеет полное право диктовать условия.
Понятно, что совместный проект потребует и колоссальных средств, и не менее колоссальных усилий.
Во-первых, необходимо сформировать руководящий состав новой лиги. Во-вторых, привести все к общему знаменателю. На данный момент на Украине играют по системе «осень-весна», у нас «весна-осень». В-третьих, чтобы руководствоваться спортивным принципом ротации, придется объединять не только высшие дивизионы, но и первые и вторые. Можно себе представить масштабы организационных проблем, учитывая государственные границы, таможни, разную валюту и т. д. В-четвертых, необходимо требовать от УЕФА сохранения квот, выделенных странам (в соответствии с рейтингом) для участия в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА. Либо суммы квот на объединенный чемпионат. Допустим, Россия имеет на данный момент 2 места в Лиге и 2 в Кубке УЕФА, Украина – тоже. Значит, надо добиться, чтобы 4 лучшие команды по итогам совместного первенства получали путевку в Лигу, а еще 4 – в Кубок. В-пятых, пересмотреть лимиты на легионеров. В-шестых…
Словом, непочатый край трудностей, загвоздок, препон. Ради чего России соглашаться на такие треволнения?
Сегодня – минус, завтра – плюс
Отличие политика от обывателя в том, что он обязан видеть дальнюю перспективу. Да, Германия помогала Испании. В рамках специальной программы по поддержке новых членов ЕС выделила из собственного бюджета 3 млрд марок, а взамен получила 500–700 миллионов. Прямой минус. Но обратите внимание, кто занимается строительством новых объектов, в особенности на побережье Испании, – немецкие строительные компании. Они инвестировали сюда громадные средства. То есть реально Германия не «выбросила на ветер» 3 млрд марок, потому что следом сюда пришел большой бизнес и страна уже вернула 33 млрд евро, за счет налоговых отчислений. Вот в чем суть стратегического видения проблемы.
В случае с объединением футбольных чемпионатов Россия может выступить в роли Германии, которая вначале, когда создавался Евросоюз, отдавала больше, а сейчас пожинает плоды. Для того чтобы дать точный ответ (рентабельно или нерентабельно), необходимо подключить к рассмотрению проблемы серьезных экспертов – причем не только в области экономики, маркетинга, но и юриспруденции, социологии и политологии. Какие-либо выводы можно делать только на основании скрупулезного анализа всех составляющих. Возможно, специалисты определят, что идея может окупить себя через 15–20 лет. Возможно, лет через 5–7.
Вектор интеграции
Будь глава РФС в большей степени дипломатом, он бы поостерегся во всеуслышание объявлять идею объединения неосуществимой и избежал бы фраз типа «если пустить сюда украинцев». Виталий Мутко мог отреагировать более нейтрально: дескать, я не готов предметно вести разговор на эту тему, нужно тщательно все обсудить, взвесить, так как от России потребуются определенные финансовые жертвы... Вместо этого он заявил, что ему даже «неудобно комментировать» предложение Платини, и выразил сомнение, что Платини что-либо подобное говорил. Тем самым Мутко как бы признал, что нынешнее руководство РФС в совершенстве постигло арифметику, но до понимания высшей математики пока не доросло.
Слова Юханссона – вовсе не старческий маразм и не бред. Бред – отвергать с порога то, чего ты не понимаешь. В таком случае и создание Евросоюза – бред. Что это за формирование такое – Германия и Франция отдают, а новые члены пользуются?!
Невозможно бороться ни с ветряными мельницами, ни с объективными тенденциями. А они таковы, что для достижения максимального эффекта необходима консолидация усилий. Интеграционный вектор в экономике и политике уже давно предельно четко обозначился. Нет варианта, чтобы эти процессы обошли футбол.
Далеко не случайно вынашивают вполне определенные планы лидеры G 14. Проявляются попытки к объединению у Балтийских и Скандинавских стран, стремящихся расширить свой ареал, не вариться в собственном соку. Произведены серьезные экономические проработки по объединению чемпионатов Голландии и Бельгии.
В других видах спорта пользу совместных проектов поняли раньше – слияние происходит и в хоккее, и в баскетболе. Футбол просто имеет более консервативное управление и в силу своей популярности более выгодные финансовые позиции, до сих пор позволявшие ему создавать иллюзию независимости.
Запас карман не тянет
Последнее десятилетие полностью опровергает расхожий тезис: «Спорт вне политики». На каждом шагу мы сталкиваемся с использованием политического и административного ресурса. И в связи с этим возникает любопытный вопрос, который тактично обошли все те, кто комментировал выступление Леннарта Юханссона в Одессе. Что послужило причиной отказа УЕФА от принципов, которые долгие годы считались фундаментальными?
Не говорит ли это о том, что Мишель Платини предчувствует создание отдельной лиги ЕС, тем более что такие планы существуют и тем более что некоторые члены Европарламента способствовали победе француза на выборах президента УЕФА?
Не секрет, что Евросоюз вот-вот на законодательном уровне приравняет футбольные клубы к предприятиям производства, что даст им право создавать собственные союзы, ассоциации, лиги и т. д. Не секрет и то, что G 14 в ближайшее время планирует расширить ряды и в перспективе отобрать у УЕФА Лигу чемпионов, превратив ее в собственный коммерческий проект.
Не замечать этих тенденций попросту нельзя. Поскольку угроза создания суперлиги ЕС вполне реальна, ситуация может сложиться таким образом, что России попросту придется искать партнеров. Почему бы не постараться предвидеть события? Тогда в случае чего не нужно будет начинать с нуля – останется лишь достать из папки «Бредовая идея» программу мероприятий, смету расходов и прочие подготовленные загодя документы.
Мнения
Президент РФС Виталий Мутко: «Они к нам рвутся!»
По мнению президента РФС Виталия Мутко, идея объединения чемпионатов России и Украины не является сколько-нибудь жизнеспособной, поскольку даже в теоретическом своем виде ее реализация принесет выгоды только украинской стороне.
– Платини выдвинул идею объединить лучшие клубы России и Украины в суперлигу? Не хочу даже ничего комментировать, – заявил Мутко журналистам. – Если бы это еще были слова самого Платини... Но я хорошо знаю Платини – он никогда ни к кому не полезет с советами. Это целенаправленная кампания. Они рвутся к нам. Что делать киевскому «Динамо» на Украине? Проводить одну игру в сезоне с «Шахтером»? А здесь и деньги будут другие, и сборную свою у нас обкатывать лучше. Если пустить сюда украинцев, то, естественно, придется убрать из чемпионата несколько российских клубов. Зачем нам это? Мы сейчас идем по пути сокращения легионеров, чтобы дать возможность проявить себя на высоком уровне большему числу российских игроков, а здесь вдруг начнем убирать из чемпионата целые команды.
Член исполкома УЕФА Вячеслав Колосков: «тема закрыта»
– Объединение чемпионатов России и Украины действительно обсуждалось, но это было два года назад. Инициаторами тогда выступили президенты ЦСКА Евгений Гинер и «Крыльев Советов» Герман Ткаченко. Эта идея вызвала интерес у Рината Ахметова, Игоря Суркиса, Игоря Коломойского. Но когда мы собрались вместе, оказалось, что проблем по созданию суперлиги гораздо больше, чем казалось вначале.
Какова ее цель? Вряд ли телевидение, спонсоры, рекламодатели дадут большие деньги за второстепенные игры, которые никогда не будут рейтинговыми. Только из этих соображений идея о совместной лиге вызвала бы недоумение. Ну и потом, дает ли эта лига право выйти в еврокубки? Нет, потому что в уставе записано, что в Лиге чемпионов участвуют чемпионы национальных первенств, а это будет межнациональное первенство. Значит, Украина и Россия потеряют право выступать в ЛЧ и Кубке УЕФА, что сразу вызвало потерю всякого интереса у Суркиса, Коломойского.
Не знаю, какого мнения президент ФФУ, но эта тема, с моей точки зрения, уже закрыта, и вряд ли к ней стоит возвращаться. Сейчас в России даже трансляции матчей «Спартак» – ЦСКА, «Зенит» – «Локомотив» в рейтинге проигрывают фильмам, шоу. А это будет еще менее рейтинговое соревнование, которое не даст никаких дополнительных доходов. С финансовой точки зрения суперлига – абсолютно неокупаемый проект.
Как все запущенно!
Согласно Уставу ФИФА, совместный чемпионат двух или нескольких стран невозможен в принципе. УЕФА как структурное подразделение ФИФА обязано следить, чтобы никакие коммерческие или товарищеские турниры не нарушали ход национальных чемпионатов в национальных федерациях. Получается парадокс: объединенный чемпионат России и Украины не должен мешать проведению чемпионатов России и Украины.