• Цена вопроса Наш болельщик дохода не приносит

    17.07.07 16:01

    Цена вопроса Наш болельщик дохода не приносит - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Средняя посещаемость первого круга чемпионата России составила 13 530 человек, что почти на тысячу больше, чем в прошлом году. Рекорд сезона-2000 (13 877) снова устоял, несмотря на то что нынешнее первенство отличается от предыдущих чрезвычайной плотностью результатов и соответственно должно привлекать повышенное внимание любителей футбола. Как говорится, все познается в сравнении. Например, в Латвии не скрывали радости по поводу того, что средняя посещаемость чемпионата-2006 достигла 712 зрителей, в то время как годом ранее равнялась 678. В Англии же при показателе 34 363 бьют тревогу – на стадионах в последнее время все чаще стали оставаться свободные места.

    Квадратным метром по кошельку

    Согласно проекту РФС, матчи чемпионата-2006 должны были собирать в среднем по 15 тысяч человек в премьер-лиге и по 7 тысяч – в первом дивизионе. В 2007–2012 годах эти цифры предполагается увеличить соответственно до 20 и 10 тысяч. Как видим, от графика мы пока отстаем.

    Многое зависит от того, как относиться к подобной статистике. Для нас на данной фазе развития футбольной индустрии это чаще всего лишь любопытные цифры.

    Прочитал, что центральный матч 15-го тура «Москва» – «Зенит» собрал всего 6 тысяч человек или что пальма первенства по результатам первого круга принадлежит «Кубани», чьи матчи в Краснодаре посещает по 23 500 болельщиков, – и принял к сведению.

    В Англии же посещаемость – вопрос жизненно важный и идеологически, и экономически. Менеджеры клубов видят свою главную задачу в том, чтобы предоставить болельщикам как можно больше возможностей тратить деньги. Здесь считают, что каждый квадратный метр стадиона должен приносить прибыль 365 дней в году. Однако ни у кого не должно складываться ощущения, что клубы наживаются на болельщиках путем обмана. На родине футбола в обмен на деньги люди получают зрелище высочайшего уровня. Клубные симпатии начинают формироваться в детстве и сохраняются обычно на всю жизнь, так что пословица: «Англичанин скорее изменит жене, чем любимой команде» – в целом соответствует действительности.

    Однако любая идея, если перегнуть палку, начинает работать против себя. Специалисты обеспокоены. Если в 2000 году на стадионах царили аншлаги, то сейчас посещаемость потихоньку падает. Несмотря на то, что количество мест на стадионах увеличилось (к примеру, «Арсенал» построил новый стадион), средняя посещаемость матчей премьер-лиги в сезоне-2006/07 по сравнению с предыдущим сократилась почти на тысячу. Что интересно, «Арсенал», «Ливерпуль» и МЮ распродали все билеты, в то время как остальные недосчитались болельщиков. Стоимость похода на стадион достигла такой отметки, что часть болельщиков не может позволить себе эту роскошь, предпочитая смотреть футбол дома либо в спортивных пабах.

     

    Бездушная игра бессмысленна

    Некоторые эксперты считают, что часть средств, получаемых премьер-лигой от продажи телевизионных прав (1,7 млрд фунтов стерлингов от местных телекомпаний и 600 млн фунтов от зарубежных партнеров), в ближайшие три года необходимо использовать для снижения стоимости билетов. С этим мнением соглашаются некоторые руководители клубов. В частности, президент «Болтона» Фил Гартсайд принял решение почти вдвое дешевле реализовывать сезонные абонементы.

    Они, кстати, в туманном Альбионе очень дорогие. Самый дешевый абонемент на матчи «Челси» стоит 650 фунтов стерлингов, на матчи «Манчестер Юнайтед» – 437 (около 32 500 и 21 850 рублей). В Италии на «Милан» – 91 фунт стерлингов, на «Рому» – 159, в Германии на «Баварию» – 169, на «Вердер» – 88. В Испании на «Реал» – 202, на «Барселону» – 167.

    Что вызвало такой переполох в «английском королевстве»? Неужели клубы, получающие миллионы (даже команде, занявшей последнее место, от продажи телевизионных прав достается 30 млн фунтов), могут разориться из-за малой толики болельщиков, не пришедших на стадион? Естественно, нет.

    Здесь прекрасно понимают, что максимальная выручка от продажи билетов – не главная цель. Гораздо важнее аншлаги, футбольная атмосфера. Одна из причин, по которой премьер-лига так популярна во всем мире и по которой, собственно, ее телевизионные контракты стоят так дорого, – это ажиотаж на английских стадионах. Заполненные трибуны – столь же весомый фактор, как и качество игры.

    Любой, кто бывал в «Лужниках» на матчах «Торпедо», может представить себе, каким бывает футбол с горсткой фанатов на огромном стадионе. Даже если бы здесь сражались команды топ-класса, без энергетики беснующейся торсиды встреча напоминала бы тренировку. Вроде на поле большие мастера, а матч все равно кажется таким, будто из игры вынули душу.

    Речь идет не о потере прибыли как таковой, а о том, что интерес к чемпионату должен оставаться на определенном уровне. Снижение посещаемости – тревожный звонок, свидетельствующий о наметившейся тенденции ухудшения взаимоотношения и взаимопонимания в альянсе лига – болельщик. Отталкивая болельщика сегодня, завтра лига может потерять больше. Болельщик – это доход. Это не только билеты, но и атрибутика. Оттолкнуть благодетеля – все равно что плевать в колодец, из которого пьешь.

    Часть Чукотки на «Уэмбли»

    Нам до Англии очень и очень далеко. И все же положительный опыт еще никому не помешал. Надо уже сейчас осознавать, что высокая посещаемость – следствие целого ряда объективных факторов. Ясно, что необходимо повышать качество игры, ее зрелищность, чистоту и бескомпромиссность. Кроме всего прочего немаловажную роль играет уровень предлагаемого комфорта. С какой стати человек должен идти на стадион в зной и стужу и потом болеть, причем в самом прямом смысле этого слова?

    К сожалению, у нас пока нет арен, сопоставимых с британскими. В «Лужниках», например, отсутствуют VIP-ложи. Есть, правда, VIP-места – обитые кожей кресла в одном из центральных секторов. Такое впечатление, что этот «мягкий уголок» оборудовали для того, чтобы всем хорошо было видно тех, кто в нем находится. Все это придает налет провинциальности и не соответствует статусу главной спортивной арены страны.

    Между тем VIP-ложи – один из серьезных источников дохода. Недавно председатель совета директоров «Локомотива» Сергей Липатов рассказал, что содержание стадиона вместе с налогами, зарплатой персонала и футбольным интернатом обходится в $20 млн. Своими силами клуб зарабатывает $19 млн, в том числе $6 млн приносят VIP-ложи, то есть почти треть.

    Господин Липатов также с горечью заметил, что доход от продаж билетов, абонементов и атрибутики составляет мизерную часть общей прибыли.

    По некоторым данным, VIP-ложи на «Локо» обходятся владельцам в $70–100 тыс. в год (это никого не отпугивает – лист ожидания никогда не пустует). Соперничать со знаменитым «Уэмбли» в этом компоненте, естественно, бессмысленно.

    Здесь сезонная аренда «апартаментов» стоит 200 тыс. фунтов стерлингов, и все они оказались раскуплены задолго до официального открытия стадиона после реконструкции. Первым VIP-ложей обзавелся Дэвид Бекхэм, несмотря на то что он в ближайшие несколько лет собирается выступать за океаном.

    Приятно, что и Россия не осталась обделенной. Так, Роман Абрамович не отказал себе в удовольствии зарезервировать за собой сразу две ложи. Британские СМИ сообщают, что губернатор Чукотки выложил за них 4 млн фунтов стерлингов.

    К счастью, в плане строительства новых арен мы наконец-то стронулись с мертвой точки. Совсем скоро страна получит несколько конкурентоспособных стадионов, на которых не стыдно будет проводить международные матчи любого уровня. Соответственно, необходимо продумать систему реализации билетов. Согласитесь, мало радости выстаивать в длиннющих очередях, из-за чего попадать на трибуны с опозданием.

    В Англии уже сейчас, в июле 2007-го, болельщики знают, как, когда и за сколько они смогут купить билеты на игру любимой команды, будь то домашний матч или выездной. Продажа начинается за 28 дней до игры, а если этот день выпадает на воскресенье, то в понедельник. Практически все команды продают билеты через Интернет. Например, «Челси» таким образом реализует до 90 процентов билетов. Оставшаяся часть поступает в кассы после их предварительного заказа по телефону. Выработан комплекс мер, чтобы свести возможность спекуляции к минимуму. У нас проблема «лишнего билетика» возникает нечасто, но каждый раз можно наблюдать, как одни и те же лица торгуют востребованным товаром втридорога.

    Москва не сразу строилась

    Коренное отличие футбольной России от Англии заключается в том, что мы не ставим знака равенства между посещаемостью и благосостоянием клуба. Команды не заинтересованы в том, чтобы как можно большее количество зрителей приходило на матчи с их участием. Почти для всех это в лучшем случае вопрос престижа, но никак не экономический.

    Всем известно, какие титанические усилия ради расширения собственной аудитории прилагает ФК «Москва». Менеджеры самого молодого клуба премьер-лиги придумывают всевозможные акции типа «Приведи маму на стадион», печатают
    бесплатные купоны-билеты в газетах, ходят по школам, проводят различные мероприятия. Численность поклонников «горожан» прирастает очень медленно. Главная проблема в том, что в столице много команд и у каждой – свой «электорат». Поэтому ставка резонно делается на молодежь, которая еще не определилась со своими симпатиями.

    «Москва» имеет свой «дом» – стадион, который хозяева собираются в корне преобразить. У «горожан» неплохой подбор исполнителей, перспективный тренер Леонид Слуцкий, креативный генеральный менеджер Юрий Белоус, который понимает, чего хочет, и четко движется к намеченной цели. Нужны только время и успехи. «Москва» рвется в еврокубки не из одного тщеславия, а еще и из-за возможности завоевать болельщицкую аудиторию на периферии. Нужны личности, вокруг которых можно будет выстраивать клубную историю, легенду. Думается, покупка Сергея Семака – шаг в данном направлении. Не только хорошее приобретение, но и важный пиар-ход.

    Так или иначе, но клубам в скором будущем придется выстраивать отношения со своими болельщиками на качественно ином уровне – с учетом взаимной выгоды. На первый взгляд кажется, что наиболее предпочтительные стартовые позиции для плодотворного сотрудничества у «Зенита».

    В Петербурге строят не имеющий аналогов чудо-стадион, у команды мощный финансовый покровитель, она обласкана вниманием и любовью жителей мегаполиса, есть амбиции и раздражитель в лице московских команд.

    Но присутствует и серьезный минус – как ни странно, стабильное материальное положение. «Зениту» нет нужды стараться зарабоать на болельщиках по максимуму. «Перекормленность» порождает лень и нежелание что-то менять.

    Парадоксальная вещь: в то время как европейские гранды делают все, чтобы как можно больше зарабатывать, в Питере прослеживается стремление как можно больше тратить. Это и баснословные по российским меркам трансферы, и явно
    завышенные зарплаты игроков, что вносит дисбаланс в соотношение «цена – качество». Возможно, ситуация изменится, если Газпром потребует от менеджмента клуба хотя бы частичной окупаемости, но пока предпосылок к такому повороту событий не заметно.

    Думается, больше шансов приблизиться к западным образцам у московских ЦСКА и «Спартака». При всем уважении к капиталам Леонида Федуна, ему не по силам состязаться с Газпромом. К тому же он тратит на содержание красно-белых собственные средства, а значит, вынужден беспокоиться о таких понятиях, как рентабельность, эффективность. То же самое можно сказать и об армейцах. Здесь меньше болельщиков, но зато более опытный менеджмент. Оба клуба синхронно приступили к строительству стадионов, и можно не сомневаться, они быстро соберут необходимый пул вокруг своих «домов».


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»