Исчисляющиеся миллионами евро соглашения тренеров сборных сегодня уже не редкость. Карьерные пути наставников команд — участниц Евро-2008, однако, подсказывают: семизначные оклады не являются обязательным условием для достижения хорошего результата — выигрывать можно и с куда меньшим количеством нулей в контракте.
Каким же циничным материалистом нужно быть, чтобы через несколько минут после оглушительного поражения в родных стенах, поставившего жирную точку на бездарно проведенной отборочной кампании и лишившего команду путевки на престижный турнир, сообщить журналистам, что подавать в отставку вы не собираетесь?! Дескать, плохой опыт — тоже опыт, на нем учиться можно, а потенциал команды еще не до конца раскрыт и позволяет верить в будущие успехи.
Вечером 17 ноября 2007 года на «Уэмбли» Стив Маккларен во второй раз за месяц продемонстрировал широкой публике, что понятие «истинный английский джентльмен» с его персоной ассоциируется едва ли. Первый казус случился месяцем раньше в Москве, когда наставник англичан, не совладав с нервами, на послематчевой пресс-конференции отказался общаться с российскими журналистами. Такой пассаж не умеющего достойно проигрывать англичанина удивил даже представителей британской прессы. Реакция же подавляющего большинства репортеров российских изданий на скандальный демарш тренера гостей последовала незамедлительно — они возмущенно покинули зал.
Не заслужив такого подарка судьбы своим сомнительным тренерским талантом, Маккларен через месяц все же получит шанс вывести английскую сборную на Евро-2008. Для этого его подопечным понадобится не проиграть дома уже отобравшимся на турнир хорватам. Что в итоге получится, вы знаете, — «огненные» тремя залпами по английскому кораблю сведут на нет турнирное значение сенсационной победы израильтян над Россией, а толстокожий прагматик Маккларен поведает журналистам о намерении продолжить работу со сборной. Вместо того чтобы по-джентльменски взять на себя ответственность за проваленную кампанию и уйти в отставку, он уцепится за тренерское кресло, вынудив руководителей FA уволить его на следующий же день.
И дело тут вовсе не в переоценке собственной профессиональной компетенции. Все куда прозаичнее: при досрочном расторжении контракта по инициативе федерации Маккларену полагалась выплата компенсации за неотработанный по соглашению срок. Тренер посчитал, что деньги дороже чести, и своим упрямством заставил-таки начальство снять его с поста. Положенные по контракту 2,5 млн фунтов Маккларен в итоге получил, но вряд ли эти деньги смогут стать подлинной компенсацией за плохую работу — стереть ими пункт в биографии о позорнейшем вылете из борьбы за путевку на Евро-2008 уж точно не получится.
Билич — чемпион эффективности
Символично, что одного из самых высокооплачиваемых наставников в отставку отправил специалист, зарабатывающий сущие крохи. Шестьдесят тысяч евро в год, получаемые Славеном Биличем, на фоне макклареновских миллионов выглядят насмешкой. Скромная зарплата, однако, не помешала хорвату создать за какие-то полтора года один из самых ярких футбольных коллективов в Европе. За это время его цена на рынке подскочила в разы, и руководители Хорватского футбольного союза (HNS) сегодня прекрасно понимают, что зарплату Биличу придется ощутимо поднять, если они хотят сохранить его в нынешнем качестве и после Евро-2008.
Впрочем, летом 2006 года, когда не имевший особых тренерских достижений Билич принимал команду у Златко Кранчара, он вряд ли рассчитывал на большее. «У Билича та зарплата, которую он просил», — обмолвился недавно президент HNS Влатко Маркович. То ли дело теперь, когда за произведшим настоящий фурор в отборочной кампании хорватом выстроилась очередь из клубов английской премьер-лиги.
Поговаривают, что в охоте на Билича особенно настойчив владелец «Фулэма» Мохамед аль-Файед, якобы предложивший хорвату четырехлетний контракт на 12 млн евро. Согласно этой версии, Билич ответил хозяину «дачников» отказом. Как, впрочем, и всем остальным, кто пытался его подписать, пока он у руля хорватской сборной. Рискну предположить, что глубокое неприятие Биличем идеи совмещения в случае удачного выступления его команды на Евро вполне может привести к смещению акцента в пользу работы в клубе. Если «огненные» пройдут хотя бы в полуфинал, наверняка найдутся клубы, готовые заплатить молодому специалисту и больше обещанных аль-Файедом 3 млн евро в год.
HNS вряд ли сможет противопоставить такой оферте мало-мальски конкурентное предложение. Поэтому Маркович пытается сыграть на опережение и уже не первый месяц готовит для Билича новое соглашение, надеясь продлить существующий контракт до, а не после Евро. Билич на данную тему предпочитает не распространяться, подчеркивая, что руководство сборной — «лучшая работа в мире», но однажды все-таки обронил, что свой нынешний оклад считает «неадекватным». В HNS намек тренера, похоже, поняли, но переподписать его будет чрезвычайно трудно.
Второй срок триумфаторов
В Германии подобной нервотрепки решили избежать, наградив успешно дебютировавшего Йоахима Лева новым контрактом до 2010 года. В Италии подпись под новым соглашением вот-вот поставит еще один удачливый новичок — Роберто Донадони. Поощрения за блестящий результат в отборе уже удостоился ветеран тренерского цеха Лео Беенхакер — сотрудничество с ним Федерация футбола Польши продлила до 2009 года (а если команда выйдет в финальную часть ЧМ-2010, голландец повезет ее в Южную Африку). Более того, опытный наставник вдобавок стал еще и кавалером ордена Возрождения Польши, высшей государственной награды за достижения в общественной сфере.
До 2010 года связан контрактом Раймон Доменек, продливший соглашение с Федерацией футбола Франции (FFF) всего через несколько месяцев после выхода «триколоров» в финал чемпионата мира — 2006. На мировом смотре футбола через два года в нынешнем качестве может появиться и Гус Хиддинк, новый контракт которого с РФС обретает уже несколько мифический характер. Блеснувшему в очередной раз со сборной Греции Отто Рехагелю футбольные чиновники в Афинах предложили поработать еще два года, но обожаемый в Элладе немец окончательный ответ даст только по окончании Евро-2008.
Все перечисленные специалисты относятся к высокооплачиваемым — их годовые зарплаты, по неофициальным данным, колеблются в диапазоне от 700 тысяч до 2 млн евро. Проверить достоверность этих сведений практически невозможно, поскольку футбольные чиновники, оперирующие реальными цифрами, как правило, отказываются называть число нулей в тренерских контрактах.
«Я сожалею, но такого рода информацию мы официально не раскрываем», — ответил на просьбу корреспондента «Спорта» назвать сумму контракта Раймона Доменека пресс-аташе FFF Ян ле Гуияр.
Подобными отказами ответили и в федерациях Голландии и Германии.
Вкупе с семизначным окладом идут и большие ожидания работодателей — от названных выше тренеров-миллионеров (а также собирающихся покинуть свои посты после Евро Луиса Фелипе Сколари, Марко ван Бастена и Луиса Арагонеса) их боссы требуют прежде всего результата и, как показывает история с Макклареном, осечки не прощают.
Сначала ты работаешь на имя…
Тем больший вес имеют победы тех, кто через сито отбора вел команду, подобно Биличу, работая за копейки. Так, футбольные чиновники в Бухаресте не оставили без внимания блестящий результат Виктора Питурки: специалисту, получавшему 250 тысяч евро в год, недавно предложен новый контракт — до 2010 года, с увеличением зарплаты более чем в два раза (600 тысяч). В проекте нового соглашения есть и пункт о его возможном продлении до 2012 года. Честолюбивый Питурка пока держит паузу — не секрет, что он настаивает на четырехлетнем соглашении, поскольку считает, что поколение игроков, составляющих сегодня костяк сборной Румынии, находится на пике зрелости и способно достичь высокого результата на Евро-2012.
На повышение пошел еще один бюджетный тренер, Ларс Лагербек, выведший сборную Швеции в пятый раз подряд на крупный футбольный турнир. В этот раз Лагербек сделал это в одиночку, без помощи своего долголетнего партнера по тренерской скамейке Томми Содерберга. В январе швед подписал новый контракт до 2010 года. Его стоимость не разглашается, но она точно больше прежнего жалованья наставника, составлявшего всего 180 тысяч евро в год. Специалист, когда-то окрестивший «непристойными» 5 млн фунтов годового оклада Свена-Ерана Эрикссона на посту тренера сборной Англии, несомненно, заслужил прибавку к зарплате, которую его более именитый земляк зарабатывал за какие-то полторы недели.
В очередной раз команду вывел в финальную часть Евро ветеран тренерского цеха Карел Брюкнер, зарабатывающий по нынешним меркам скромные 200 тысяч евро в год. Посрамив немцев на их поле (3:0 в Мюнхене), ведомая Брюкнером чешская сборная отобралась на июньский турнир с первого места в группе, а сам 68-летний наставник подвиг начальство в Праге уговаривать его остаться на посту на очередной двухлетний срок. Ответит ли Брюкнер согласием, во многом будет зависеть от его пошатнувшегося здоровья — если седовласому ветерану удастся его поправить, его позиции у руля чешской сборной останутся по-прежнему крепки.
О двух наставниках стран-хозяек такого не скажешь — дни Кобби Куна на посту главного тренера сборной Швейцарии уже сочтены (его преемником по окончании ЧЕ-2008 станет Оттмар Хитцфельд), может потерять кресло и рулевой австрийцев Йозеф Хикерсбергер, при котором команда за последний год в 13 товарищеских встречах смогла победить лишь однажды, проиграв 5 раз и сведя 7 игр вничью. Чтобы австриец сохранил свой пост, его подопечным нужно выйти из группы, в которой две путевки в четвертьфинал букмекеры уже практически отдали немцам с хорватами. Впрочем, Хикерсбергер в бытность игроком уже сенсационно обыгрывал немцев в памятной стычке двух сборных на ЧМ-1978 (3:2). Посмотрим, способен ли он на еще один подвиг.
Почетный президент РФС Вячеслав Колосков:
Первый тренер сборной получал 5 тысяч
Вячеслав Колосков долгие годы возглавлял Федерацию футбола СССР и Российский футбольный союз. Кому как не ему знать всю подноготную текучки тренерских кадров в главной команде страны.
— Первый контракт с главным тренером мы подписали в период, когда развалился СССР и сборная носила название сначала СНГ, а потом России. Было это в начале 1992 года, и работал тогда с командой Анатолий Бышовец. Разумеется, тогда по 2 миллиона долларов в год тренеры сборной не получали, но мы обеспечивали им достойную по тем временам зарплату.
— Достойную по сравнению с чем?
— С тем, какие деньги получали тогда в стране. Могу назвать даже точную сумму — 5 тысяч долларов. В те времена это было совсем неплохо.— Но меньше, чем тренеры получали в клубах?
— Конечно.— Не в этом ли кроются корни того, что за 16 лет у нас рокировки у руля главной команды происходили девять раз?
— Думаю, вы правы. Возможно, на уровне подсознания наши специалисты воспринимали работу в сборной этакой общественной нагрузкой, а основным местом работы продолжали считать клуб. Отсюда и желание не выиграть какой-то турнир, а выступить более или менее сносно. Каждый, кто приходил, знал, что в случае чего может вернуться. Обратите внимание: как правило, тренеры уходили по собственному желанию.— Это особенность российского менталитета?
— Скорее всего, нет. Во Франции, Англии, Германии, Италии тоже часто увольняются специалисты. Но применительно к нашей стране нужно принять во внимание, какие времена нам пришлось пережить. Дефолт, инфляция, отсутствие стабильности, невозможность долгосрочного планирования. Все это, безусловно, наложило отпечаток и на развитие футбола.— Приход иностранного специалиста — объективная необходимость?
— Мы ведь исчерпали внутренние ресурсы, перебрали всех тренеров. Некоторые по два раза руководили сборной, но продвижения вперед не наблюдалось. Назначение Гуса Хиддинка оцениваю весьма положительно. Во-первых, это человек из мировой футбольной элиты. Во-вторых, у него за плечами немалый опыт работы именно со сборными командами. В-третьих, сколько бы мы ни говорили о традициях отечественной тренерской школы, Россия нуждалась в свежей крови, свежих идеях. Уверен, Хиддинк принес с собой что-то новое. И очень важно: окружают его наши люди, которые учатся у голландца. То есть на сегодняшний день приглашение Хиддинка абсолютно оправданно. Но, с другой стороны, иностранец во главе национальной сборной, на мой взгляд, не слишком прогрессивное явление. В будущем нужно думать о подготовке собственных кадров.