(Фото: РИА «Новости»)
На календаре — вторая четверть регулярного чемпионата КХЛ. Между тем тренеры СКА Вячеслав Быков и Игорь Захаркин уже полностью определились с тройками нападения и парами защиты, предпочитая не тасовать колоду, а в лучших советских традициях по максимуму наигрывать связи внутри выбранных сочетаний. Однако в этом красивом армейском пасьянсе есть одна заковырка. Речь о первой паре защиты. На левом краю здесь жестко закреплена «семерка» — Дмитрий Калинин. А вот какую карту положить рядышком, справа — большой вопрос, который Быков с Захаркиным все никак не могут решить, перебирая самые разные варианты.
Золотая шайба
Предыдущая игра с рижским «Динамо» показала, что та самая верная карта рядом с калининской семеркой — тройка. Речь о Динаре Хафизуллине, эффектно забросившем победную шайбу на исходе встречи. Правда, стоит отметить не только «золотое» — в полном соответствии со значением его имени — подключение Динара к дальней штанге, но и чудо-пас Ильи Ковальчука. В этом смысле первая пара защиты, зачастую выходящая на лед вместе с ведущей тройкой Ковальчук — Эрикссон — Тихонов, очень сильно завязана на игре капитана. Так что и семерку, и тройку нужно выкладывать в пасьянсе рядом с «тузом» — Ковальчуком, от которого и пляшет вся первая питерская бригада.
С учетом того, что Ковальчук и Тихонов — ярко выраженные созидатели, да и Калинин — защитник универсальный, умеющий подключаться к атакам. Эрикссон — тоже не стопроцентный разрушитель. Налицо — явный перекос в атакующую сторону, что чревато, особенно в плей-офф. Выходит, в пару к Калинину нужен защитник-«домосед», умеющий надежно прикрывать тылы и страховать партнеров.
Затаившееся Привидение
В межсезонье Быков с Захаркиным наигрывали в ведущем тандеме Евгения Рясенского — самого жесткого защитника СКА, продолжателя идей Недружелюбного Привидения Каспарайтиса. Не секрет, что Рясенский, можно сказать, любимчик Быкова. Человек, которого Вячеслав Аркадьевич постоянно привлекал в сборную — даже в трудные для того времена. Дал Быков Евгению, почти отчисленному из СКА, и новый шанс в Петербурге.
Прошлый сезон в Питере у Рясенского не заладился, хотя финн Юкка Ялонен, ценящий жестких защитников, поначалу отзывался о Евгении в восторженных тонах. Затем, увы, восторги поутихли, и Рясенский потерял стабильное место в основном составе.
При Быкове история повторяется. Отчасти, конечно, можно списать осеннее «падение акций» Рясенского на небольшую травму, полученную им на старте сезона. Но сейчас вроде бы 8-й номер СКА полностью здоров. Набирает форму? Так или иначе, Рясенский попадает в заявку через раз и далеко не всегда выходит в связке с Калининым. Видимо, стоит немножко подождать, чтобы окончательно понять, разочаровался ли Быков в сдавшем позиции Рясенском или же Евгения просто придерживают, давая ему полностью восстановиться, и он еще «восстанет из пепла».
Питерский Семенко
Еще один жесткий защитник-разрушитель, нечасто попадающий в состав, — гигант Алексей Семенов. Когда-то — в лучшие годы НХЛ — в одном звене с великим Уэйном Гретцки выходил его телохранитель — великан Дейв Семенко. Хоть Дейв и был форвардом, а Алексей — защитник, сходства в задачах у Семенова и Семенко очевидны — охранять звезду. К слову, «бодигардом» еще одного великого энхаэловца — Марка Мессье — был защитник-громила Джефф Букибум, выходивший в первом звене.
Главная звезда СКА да и всей КХЛ — понятное дело, Ковальчук. С другой стороны, бытует мнение, что Илья — игрок неприкасаемый, и жестко действовать против него оппонентам не рекомендуется. Возможно, так было перед Олимпиадой, но сейчас (а уж в Кубке Гагарина — тем более), думается, с Ковальчуком никто церемониться не будет. Как тут не вспомнить о подверженности Кови травмам.
В общем, Семенов для профилактики этих самых травм Ковальчука на площадке рядом со звездой был бы весьма полезен. В случае чего Алексей мог бы провести с грубиянами разъяснительную работу. Помните, мы говорили, что при выборе второго защитника нужно плясать от Ковальчука?!
Все бы хорошо, но для попадания в состав Семенов должен еще и по игровым качествам соответствовать «основе». В текущем сезоне его статистика пока не ахти — ноль очков при полезности «-1» в семи матчах. С другой стороны, в прошлом чемпионате Алексей с 22 плюсами стал по части полезности вторым среди защитников и третьим — среди всех хоккеистов СКА, а очков набрал, кстати, столько же, сколько и рекордсмен Даллмэн (9). Но для Семенова главное — не бомбардирские подвиги, а высокий КПД. И в сезоне-2013/14 Алексей действовал очень полезно, потому что играл в правильной паре — вместе с Максимом Чудиновым. Думается, и с Калининым — близким по своему стилю и универсализму к Максиму — у Алексея может получиться очень неплохо. Если, разумеется, дать им время на то, чтобы сыграться.
Дело Юдина
Не дал бы спуску обидчикам Ковальчука и Александр Юдин. К сожалению, главный тафгай всея Руси давно повесил коньки на гвоздь, но в нынешнем СКА с успехом выступает его однофамилец. О 19-летнем Дмитрии Юдине главный скаут армейцев Сергей Бобров рассказывал много хорошего. Поэтому, в отличие от болельщиков, специалисты не удивились появлению молодого и перспективного оборонца в первой паре защиты СКА.
Дмитрий, кстати, уже успел отметиться «фетисовским» суперпасом через всю площадку на Ковальчука — вот вам, кстати, завязка на капитана и довод в пользу Юдина в ведущей бригаде. И все-таки стабильности ему еще не хватает, а посему регулярно выпускать тинейджера в первой паре с Калининым Быков пока не решается. Словом, вариантов много, но тренерам придется избрать основной. Возможно, это случится уже к зиме — затягивать эксперименты до плей-офф рискованно.
В заключение отметим тот факт, что ведущая пара в СКА, как и тройка Ковальчука, — чисто номинальная. Первые три пятерки проводят на льду примерно поровну времени — по 15–17 минут за матч, четвертая — чуть меньше, но тоже прилично. В НХЛ, например, команды играют в три пары защиты, первые две из которых зачастую получают восемьдесят процентов игрового времени.
Что ж, временное равенство в СКА на руку Быкову и Захаркину: перебирать комбинации в ведущем тандеме обороны можно довольно безболезненно.
Стоп-кадр. Победный гол Хафизуллина в матче с рижским «Динамо»
СКА (синие): 3 — Динар Хафизуллин (з), 7 — Дмитрий Калинин (з), 10 — Виктор Тихонов (н), 17 — Илья Ковальчук (н), 21 — Джимми Эрикссон (н)
«Динамо» Р (белые): 31 — Эдгарс Масальскис (в), 5 — Чарльз Геноуэй (з), 27 — Георгий Пуяц (з), 10 — Лаурис Дарзиньш (н), 25 — Андрис Джериньш (н), 70 — Микс Индрашис (н)
Когда до конца встречи оставалось менее четырех минут, армейцы при счете 1:1 так горели желанием порадовать болельщиков Ледового и вырвать победу в основное время, что показали один из элементов хоккея Ржиги. Как вспоминал о временах чеха в СКА Виктор Тихонов, при пане было обычным делом, если в ходе атаки СКА за чужими воротами находились сразу трое питерских форвардов. Потом пришел финн Ялонен и прикрыл яркую бесшабашную чешскую «лавочку». Быков и Захаркин в плане баланса «оборона — атака» где-то посередине между Милошем и Юккой, но, кажется, все же ближе к Ржиге. Вот и в решившем исход матча с Ригой эпизоде все три нападающих СКА расположились у лицевого борта зоны гостей. Тихонов, находясь за воротами, протолкнул шайбу в угол — на Ковальчука, а капитан, чуть отъехав назад, великолепным горизонтальным пасом нашел на дальней штанге Хафизуллина. Защитник тоже рисковал, совершая рывок вперед, но ставка «ва-банк» сработала. Одним касанием Динар переправил шайбу в ворота Масальскиса — кипера в данном моменте даже не спас пойманный им в этот вечер сумасшедший кураж.