Завтра закончится сериал о выборах президента РФБ. Кто будет руководить отечественным баскетболом? Юлия Аникеева, Светлана Абросимова или Сергей Пташный? У каждого — свои интересы. За спинами — структуры, команды, люди… Кто победит и будут ли выборы честными? Ведь есть мнение, что имя президента уже давно известно. Прежде всего известно Сергею Иванову — верховному предводителю российского баскета, человеку с наибольшим влиянием в «игре больших». Именно он принимает все важнейшие решения и при желании может «прихлопнуть» любого из кандидатов, словно волк — трех поросят.
«Спорт День за Днем» не собирается ставить на ту или иную «лошадь». Большинство изданий лоббируют интересы своих кандидатов — в основном превозносят Аникееву и «мочат» Абросимову. На Пташного внимания никто не обращает — всерьез кандидатура этого человека, видимо, не рассматривается. Мы не собираемся писать, как прекрасна (или наоборот — ужасна) Единая лига ВТБ, не хотим мы и кого-то оскорблять, заявляя, например, что нельзя по завершении игроцкой карьеры сразу баллотироваться в президенты РФБ. Мы позвонили экспертам, способным увидеть плюсы и минусы всех кандидатов, — телекомментатору Владимиру Гомельскому и олимпийской чемпионке Елене Барановой.
Владимир Гомельский: Любая политика — грязная штука
— У меня есть время с вами поговорить, но предупреждаю, что я не на все ваши вопросы буду отвечать, — начал Гомельский.
— Отдаете ли вы кому-то из трех официальных кандидатов предпочтение?
— А кто у нас третий кандидат?
— Сергей Пташный из Челябинской области.
— Я его не знаю и поэтому остаюсь при своих. Мне больше импонирует Света.
— Почему вы делаете выбор в ее пользу?
— Потому что я ее знаю.
— А как же тот факт, что у нее нет управленческого опыта?
— Эта критика исходит не от меня. Я ее за это не критиковал.
— Вы считаете, ей это не помешает?
— Трудно сказать. Может быть, и помешает. В одном я уверен точно — она будет стараться. Она вообще человек самоотверженный и преданный делу.
— На ваш взгляд, какой главный минус в кандидатуре Аникеевой?
— Я ничего не знаю о ее минусах. Я просто честно признался, что я с ней совершенно незнаком и мне трудно представить, как она будет работать. Управленческие таланты управленческими талантами, но чтобы руководить баскетболом, нужно хотя бы немного в нем разбираться.
— Как вы относитесь в целом к тому, как протекает предвыборная кампания?
— С иронической улыбкой.
— Например, Аникеева жаловалась на то, что бывший генеральный менеджер сборной России Олег Ушаков угрожал устроить ей черный пиар.
— Я достаточно давно работаю в журналистике. Могу сказать, что я не заметил какого-то особенного черного пиара в отношении Аникеевой. У нас есть право высказывать свое свободное мнение, и мы его высказываем. Это может не нравиться госпоже Аникеевой, и я ее прекрасно понимаю. О тебе говорят что-то неприятное, а ты к этому не привык. Что ж тут поделаешь. Но это хотя бы какая-то конкуренция. А все остальное… любая политика — это грязная штука. Борьба за любую власть, даже такую маленькую, как должность президента Федерации баскетбола России, — это политика.
— Много ли проблем предстоит решить будущему президенту?
— Ой, очень много. Проблем в нашем баскетболе, которые требуют либо немедленного, либо планомерного решения, накопилось полным-полно.
— Что это за проблемы?
— Самая главная проблема — недостаток квалифицированных детских тренеров. Надо как можно быстрее наладить работу тех кафедр и специализаций физкультурных и педагогических вузов страны, в которых они еще остались. Это очень сложно, потому что вузы федерации не подчиняются. Но можно подготовить программу и распространить ее, чтобы выпускники шли работать в детские спортивные школы, будучи вооруженными самыми современными методиками. Тогда наши юноши к 19 годам будут всесторонне подготовлены технически и более или менее тактически. Надеяться на то, что у нас опять родятся люди с неимоверными генетическими способностями к баскетболу, нельзя. Мы не можем сейчас открыть больше баскетбольных секций даже в Москве и в Питере, где квалификация детских тренеров вызывает наименьшие нарекания. Если мы решим это делать, это будет все равно, как если бы мы их просто отправили на улицу играть «три на три».
— Все три кандидата высказываются за то, чтобы оставить права на проведение чемпионата России Единой лиге ВТБ. Нет ли у вас ощущения, что этот вопрос надо решать по-другому?
— Компромисс лежит на поверхности. Если новое руководство федерации баскетбола — кто бы ни выиграл выборы — наладит отношения с Единой лигой, а это вполне реально, то можно назвать это открытым чемпионатом. У нас перед глазами есть прекрасный пример хоккея.
— Есть мнение, что предстоящие выборы не более чем фарс и все уже давно решено на самом высоком уровне. Что вы думаете по этому поводу?
— Обратите внимание, как вы небрежно поставили вопрос: «на самом высоком уровне» — не называя фамилий, «фарс», который определяют какие-то безликие люди. А у меня вы хотите узнать мою точку зрения и сделать козлом отпущения? Я в начале беседы вас предупреждал.
Елена Баранова: Может, у Аникеевой три класса образования?
— Есть три кандидата на пост президента РФБ — Аникеева, Абросимова и Пташный. Кто из них вам ближе и почему?
— Наиболее близкой для меня является Света Абросимова. Она самый баскетбольный человек из них.
— Предвыборные программы всех кандидатов уже читали?
— У Аникеевой я вообще еще ничего не видела. Она, по-моему, не опубликовала свою программу. У остальных я увидела лишь общие фразы. Единственное, что у третьего — как его, кстати, зовут? Я даже не знаю его имени.
— Сергей Пташный.
— Да, вот он единственный поднял вопрос зарабатывания денег. Он очень осторожно намекнул на то, что федерация должна сама себе зарабатывать. У остальных на это нет даже намека. Понятно, что все трое хотят развивать баскетбол, но никакой конкретики в их программах я не увидела. Просто надеюсь, что со временем у того, кто победит, будет более продуманная программа развития.
— Почему вам денежный вопрос кажется таким важным?
— Ну а кто будет содержать федерацию? Сейчас это делают клубы. Это в корне неправильно. У федерации есть все возможности для содержания себя самой. Можно смело сокращать две трети совершенно лишнего штата для экономии. О чем тут можно говорить, если даже исполком сидит на зарплате? А клубы должны думать о решении своих клубных задач.
— Если бы вам предстояло делать этот выбор, в чью пользу вы бы отдали свой голос?
— Я считаю себя счастливым человеком, потому что мне не придется делать этот выбор. Я хочу видеть выборы в Интернете, чтобы они были максимально открытыми.
— Для чего вам это нужно?
— Как для чего? Хочу лично убедиться, что эти выборы будут честными и открытыми. К сожалению, я не смогу быть второго августа в Москве. А посмотреть на то, что там будет происходить, мне хочется. Но так как, скорее всего, это будет закрытое мероприятие, мы ничего не узнаем о том, кто кого будет поливать грязью и кто что будет обсуждать. А потом отделить правду от лжи окажется невозможным.
— Вы сказали, что выступали в свое время с Абросимовой. Что она за человек, какие у нее есть положительные и отрицательные качества?
— Во-первых, у нее очень много амбиций, что немаловажно. Во-вторых, о ней знают во всем мире. Наберите в «Википедии» фамилии Абросимовой и Аникеевой. Я, например, про Юлию Аникееву вообще ничего не узнала — ни дату рождения, ни образование, ни ее бывших должностей. Она пришла словно из ниоткуда. Может быть, у нее три класса образования, кто знает? А Свету Абросимову все знаю. Она на виду, все знают о ее карьере, все знают, что она закончила один из лучших университетов США — Uconn. У нее есть все данные для того, чтобы стать хорошим управленцем.
— Говорят, Абросимова не более чем марионетка в чужой игре.
— У Светы всегда было свое мнение, и я ни разу не видела, чтобы она поступала по чьей-то указке. Она всегда принимает решения своей головой. Я более чем уверена, что Света смогла организовать какие-то силы, и они ей активно помогают, но не наоборот. Во главе ее предвыборной кампании стоит только она, а не кто-то еще. Зная Светин характер, ее целеустремленность, я уверена, что это она организатор всего процесса.
— У вас не было желания баллотироваться в президенты РФБ?
— Не было, потому что я не администратор, это не совсем моя работа. Я тренер. Я могу подготовить человека, который только вчера увидел баскетбольный мяч, и научить его играть. Это я люблю и могу сделать. Я знаю, что такое административная работа, но заниматься этим не хочется. Хотя если кто-то попросит помочь, не откажусь. К тому же у меня есть дети, которыми я не хочу жертвовать. Я знаю, что Света бездетная и незамужняя, поэтому у нее есть масса свободного времени. Судя по всему, Юлия Аникеева тоже. В политику идут только бездетные (улыбается). У меня на это времени нет.
— Вы удивились, когда узнали, что Абросимова решила баллотироваться?
— Нет, я не удивилась. Света не раз хотела что-то изменить, и мне кажется, у нее это получится.