Разговор был весной, тура после шестого-седьмого. Закончился старт чемпионата, начала приобретать стройный вид турнирная таблица — и сразу пошли споры: кто будет бороться за чемпионство, а кто нет. Собеседник горячился, уверял: уход Газзаева никак не скажется, команда ведь на ходу, в самом соку. И вдруг замер, смутившись от вопроса: а что если армейцы расстанутся с теми, кто определяет их игру? Что если уйдут Вагнер с Жирковым, — как тогда? Ответом было сначала молчание, потом не очень уверенное: «Ну, если уедут они, тогда и посмотрим».
Тот разговор вспомнился на последней открытой тренировке сборной в Москве. Две группы игроков работали на разных частях поля, а в его середине, прямо на центральной линии занимался лечебной физкультурой Юрий Жирков. В компании Арно Филипса, занимающегося в сборной при необходимости с небезнадежно травмированными. Когда последний раз главная команда страны играла в Питере — два года назад с Андоррой, — Филипс точно так же нагружал в стороне от всех Динияра Билялетдинова. Тогда поставить полузащитника на ноги в намеченный срок Арно не удалось. Интересно, выйдет ли на этот раз? Иначе…
Иначе не очень радостно. Без Жиркова, без Аршавина, про которого Гус по-прежнему высказывается оптимистично в своих интервью, но восстановительный процесс капитана сборной получается не таким быстрым, как хотелось бы. Это ведь совершенно иное лицо сборной, правда ведь? Не совсем привычное.
Хотя… Хотя все это с Хиддинком сборная уже проходила. Перед матчем с Македонией, например, в прошлом отборочном цикле. Когда список больных и травмированных ширился с каждым днем. Когда отъезд Сергея Игнашевича домой с сочинского сбора виделся катастрофой, а задача перед той игрой была категоричной: три очка и никаких иных вариантов.
Правда, в 2006-м команда только начала формироваться, складываться в единое целое. Тогда еще много предстояло сделать, предстояло научиться побеждать: еще не было ни опыта Евро-2008, ни уверенности в том, что Гус и в России везунчик.
Сейчас же гипотетическое отсутствие Аршавина и Жиркова в предстоящих матчах, признаться, тревожит. Особенно если вспомнить про зависимость команды от двух этих игроков. Можно сказать, нет худа без добра: команда соберется, будет играть с большей концентрацией внимания, с большей ответственностью. Дай бог, чтобы так. Но тревожно, как ни крути.
Впрочем, тревожность эта перед игрой — нормальное дело. Так всегда было. Почти всегда. За последние лет пять не наблюдалось никакого волнения лишь однажды. Осенью 2007-го в Тель-Авиве.
А то, что волнуешься перед матчем с аутсайдером, — ничего страшного. Тренеры говорят, такие игры — самые тяжелые для их профессии. Но «Петровский» для сборной — арена счастливая. Вспоминается, как Кержаков три мяча Андорре там положил и как стадион встречал своего земляка, игравшего тогда в «Севилье».
Есть ощущение, что Быстров в субботу должен себя показать. Вот и посмотрим.