Из заявленных организаторами гостей среди участников встречи не оказалось двоих — Курбана Бердыева и Валерия Газзаева. Впрочем, оба специалиста отсутствовали по уважительным причинам. Армейцам до конца сезона осталось провести два матча в Кубке УЕФА, а вчерашнее мероприятие совпало по времени с тренировкой красно-синих в Ватутинках. Что касается наставника чемпионов России, то он решил посвятить начало отпуска совершению хаджа — паломничества в священный для каждого мусульманина город Медину.
Сама же встреча по формату, как и в предыдущие два года, задумывалась чем-то средним между пресс-конференцией и круглым столом: журналисты задавали вопросы, каждый из специалистов высказывал свою точку зрения на поднятую проблему. В итоге получился обмен мнениями, самые интересные из которых мы и приводим в материале. А начался разговор с наиболее актуальных для участников тем: утвержденных накануне сроков проведения чемпионата России 2009 года и ужесточения лимита на легионеров.
— Если такая пауза случается каждые два года из-за чемпионатов мира и Европы, то ничего не мешает сделать ее ежегодной, — заметил главный тренер «Крыльев Советов» Леонид Слуцкий. — Но важнее всего, на мой взгляд, сделать так, чтобы пауза совпадала по срокам с летним дозаявочным периодом.
По поводу последнего возражений не последовало. А вот относительно протяженности дополнительного отпуска, который тренеры могут предоставить футболистам в рамках предусмотренной регламентом летней паузы, мнения разделились.
— По-человечески действительно лучше дать футболистам возможность летом отдохнуть пару недель, — признал наставник нальчикского «Спартака» Юрий Красножан. — Но после двух недель простоя придется снова набирать форму. Так что хотелось бы сохранить ритмичность календаря.
— Почти во всех европейских чемпионатах есть пауза на время рождественских и новогодних праздников, — возразил новоиспеченный главный тренер молодежной сборной России Игорь Колыванов. — Что касается формы, то это в большей степени зависит от самого футболиста. Иному и трех дней хватит, чтобы форму растерять, а другие и после месячного отпуска возвращаются готовыми к работе.
Впрочем, если сам факт появления в календаре чемпионата России летней паузы был оценен в целом положительно, то этого не скажешь про отношение к предстоящему ужесточению лимита на легионеров (с сезона-2009 на поле в матче чемпионата страны в составе команды премьер-лиги может быть не более шести иностранных футболистов).
— Считаю, что лимитировать нужно не столько количественно, сколько качественно, — взял слово Михаил Гершкович. — Как пример можно привести Англию, где рабочую визу получает только футболист, который провел за указанный в регламенте период не менее 75 процентов матчей за свою сборную. Вот и нам нужно предусмотреть какую-то преграду для иностранного «мусора» в виде футболистов, квалификация которых ничем не лучше, а в некоторых случаях и вовсе ниже, чем у российских игроков.
В свою очередь Леонид Слуцкий обратил внимание на еще одну связанную с лимитом проблему.
— В прошлом году «Москва» играла с «Ростовом», — вспомнил экс наставник «горожан». — И у нас, и у них в составе было по одному представителю сборной Белоруссии: Калачев и Жевнов. При этом ростовчанин не считался легионером, а наш голкипер — считался. Чувство несправедливости возникало само собой.
Относительно пресловутого пункта об обязательном включении в заявку на матч как минимум одного доморощенного футболиста не старше 18 лет специалисты были единодушны — мера искусственная и по большому счету бесполезная.
— Когда исполком РФС принимал решение о внесении этого пункта в регламент чемпионата, мне звонили тренеры едва ли не всех команд премьер-лиги, — признался Михаил Гершкович. — В итоге мы сумели добиться только того, чтобы двух «обязательных» 18-летних воспитанников клуба заменили на одного. На мой взгляд, если молодой парень достоин играть за основной состав, он будет играть в любом случае. И без каких-либо искусственных мер. В то же время в советские времена, когда обязательными были два игрока, мы загубили очень многих талантливых парней, каждый из которых знал наверняка, что будет в заявке, и часто снижал требования к себе. При этом через год его сменял другой 18-летний мальчишка и так далее. Заиграть удалось немногим.
Москва