• Тренерский круговорот

    22.05.10 00:18

    Тренерский круговорот - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Каждый тренер прекрасно осведомлен о том, что может быть уволен в любой момент, но каждый при этом в глубине души полагает, будто сия чаша либо вообще обойдет его стороной, либо объявление об отставке случится не сегодня, а завтра.

    Профессия, которую в свое время выдающийся тренер Борис Аркадьев назвал «странной», привлекает нынче почти всех завершивших карьеру игроков. Сложно сказать, что движет футболистами, решившими пройти курс обучения в тренерской школе. Скорее всего, желание остаться в футболе и соответствующие финансовые условия. Курс этот, надо сказать, со стороны выглядит мероприятием формальным — для галочки, для получения лицензии необходимой категории. Разве не формальность, когда тренер, активно практикуя в команде, числится слушателем школы, якобы постоянно посещает занятия, а потом без проблем сдает экзамены и защищает специально написанную для получения лицензии работу?

    Уверенность в том, что школа тренеров ничему их уже не научит, что они, бывшие игроки, сами все давно уже знают, и для них не выглядит сложным руководство любой командой, доминирует и во многих случаях становится основной причиной некачественной работы, которая с легкостью затем оправдывается «плохим судейством», «безобразными полями» и «грубостью соперников». Одно дело, однако — помнить (из собственной практики, по рассказам помощников), как, скажем, проводить тренировочные сборы в подготовительный период. Совсем иное — обладать соответствующими знаниями.

    Передышка «монстров»

    Увольняют, между тем, и тех, кто обладает серьезными профессиональными знаниями, и дилетантов, случайно прибившихся к тренерскому порогу. Считается, что отставленный тренер недолго ждет следующего приглашения. Это, свидетельствует практика, далеко не так. Уволенные делятся на несколько категорий. К первой из них относятся «монстры» цеха. Вот они, действительно, какое-то время побывав в простое, ничуть их не отягощающем, быстро становятся востребованными, причем на самом высоком уровне. Им не приходится даже ударять пальцем о палец для того, чтобы получить новую классную команду. Последние убедительные примеры из этой серии — Юрий Семин и Валерий Газзаев. Семина, беззаботно отдыхавшего в ноябре 2007 года в Карловых Варах, нашел телефонным звонком президент киевского «Динамо» Игорь Суркис, и короткие переговоры завершились появлением Юрия Павловича в должности главного тренера киевлян. Похожая история произошла с Газзаевым. Когда выяснилось, что Семин возвращается

    в «Локомотив», Суркис позвонил пребывавшему полгода без дела Газзаеву (у него были предложения, которые тренер даже не рассматривал), и их встреча во Внуково привела к соглашению о сотрудничестве. Не удивлюсь, если, допустим, завтра уволенные из «Локо» — Семин и из киевского «Динамо» — Газзаев (дай Бог им удачи и долгих лет работы в этих клубах!) послезавтра появятся соответственно в московских командах «Спартак» и «Динамо» (ЦСКА).

     

    Тренеры семинского и газзаевского калибра не ведутся на каждое предложение. Они никогда не занимаются собственным трудоустройством. Для них пауза, пусть даже вынужденная — передышка, во время которой можно, как говорил поэт, «остановиться, оглянуться…». Разве что позволяют себе иногда крупные тренерские фигуры легкое зондирование ситуации в том или ином клубе, не более того.

    Ставка на агентов

    У Семина и Газзаева нет агентов. Они им не нужны. Их агенты — заработанные напряженной учебой и трудной каждодневной работой имена. Но без агентов сегодня, как выясняется, в «хорошие дома» лучше не приходить — могут и на порог не пустить. Что такое агентская квалификация при решении тренерского вопроса, показали события в «Динамо». Динамовские руководители утверждают, что они давно думали о Миодраге Божовиче как о преемнике Андрея Кобелева, однако думать об этом они начали лишь тогда, когда основательно поисками работы для черногорца занялись его представители в Украине и России. Божовича в «Динамо» привел за руку агент. Это не домыслы, а правда в чистом ее виде.

    В том, что Миодраг Божович вверил свою судьбу в агентские руки — веление времени. Вовсе не исключаю, что Юрий Семин и Валерий Газзаев — последние специалисты, которым удается обходиться без влиятельных в футбольном мире агентов.

    Кто, кстати, нынче, помимо агентов, устраивает на тренерскую работу, лоббирует интересы тех или иных специалистов, ходатайствует, рекомендует, иногда — настаивает на своем мнении?

    Это, во-первых, имеющие авторитет тренеры. Известно, например, что Владимир Шевчук возглавил «Аланию» (незадолго до официального решения о замене в премьер-лиге «Москвы» владикавказским клубом) по прямой рекомендации своего коллеги Валерия Газзаева, с которым он съел не один пуд соли в ЦСКА, а потом и в киевском «Динамо». Совершенно нормальная практика. Газзаеву доверяет руководство Северной Осетии, непосредственно занимающееся делами команды. Газзаев доверяет Шевчуку, рядом с которым может научиться тренерскому уму-разуму сын Валерия Газзаева — Владимир.

    Во-вторых, это руководители отрасли, к которой относится тот или иной клуб. В свое время вице-президент РЖД Вадим Морозов, к примеру, стал инициатором назначения на пост главного тренера «Локомотива» Анатолия Бышовца.

    И, наконец, безымянные фигуры, имеющие непосредственный выход на глав регионов и корпораций, владеющих командами. Именно так произошло в «Зените», когда руководителю «Газпрома» Алексею Миллеру, за происходящим в питерском клубе следящему постоянно и принимающему решения по всем ключевым вопросам, порекомендовали итальянского тренера Лучано Спаллетти.

    «Ртутные» новички

    В отличие от «монстров» и тех специалистов, к делам которых основательно подключаются агенты, большинство уволенных тренеров не может позволить себе не заниматься самопиаром, не посещать постоянно все футбольные матчи, в том числе и дублирующих составов, выборочно подходить к предложениям прокомментировать то или иное футбольное событие. Им приходится постоянно быть на виду, внимательно штудировать прессу, интернет-сайты, получать ежедневную информацию из отлаженных каналов, от собственных источников. И все — для того, чтобы не прозевать момент для предложения собственных услуг.

    Речь в данном случае идет в первую очередь о молодых специалистах, уволенных в прошлом году или в нынешнем уже сезоне и вынужденных, словно ртуть, метаться в поисках работы. Так, скажем, как до недавнего прихода в брянское «Динамо» это делал Сергей Овчинников.

    Всегда, правда, в группе молодых пребывает и 63-летний Анатолий Бышовец, имя которого (по его, в первую очередь, инициативе) мгновенно всплывает рядом с названием ­команды, либо готовой уволить тренера завтра утром, либо уже уволившей его сегодня вечером. «Динамо», стоит заметить, кандидатуру Бышовца рассматривало. Для работы в национальной сборной он предлагал себя сам.

    Армия счастливцевых и несчастливцевых из футбольного «леса» перемещается по необъятным просторам второго дивизиона, заменяя на тренерских постах друг друга, жалуясь при встречах на хозяев клубов, на игроков, приторговывающих матчами, на судей, за которыми в глубинке нет пригляда, заставившего бы их шалить в разумных пределах. Имена этих тренеров, в отличие от их коллег из команд премьер-лиги и большинства клубов первого дивизиона, широко известны лишь в узких местных кругах. Отставок во втором дивизионе не сосчитать. Тренеры там ходят по кругу, время от времени меняя, скажем, команду из зоны «Запад» на команду зоны «Урал—Поволжье».  Команд гораздо меньше, чем жаждущих получить рабочее место тренеров. От второго дивизиона уже не отворачиваются многолетние безработные претенденты на должность главного в первом дивизионе. Они применяют свои каналы воздействия на владельцев клубов и стараются использовать малейшую возможность для занятия внезапно ставшей свободной вакансии.


    Колонка «Расстановка сил» Александра Горбунова из еженедельника «Спорт день за днем» №19 (19-25 мая 2010 года).


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»