• Тренер вратарей молодежного состава «Зенита» Юрий Окрошидзе: «Денисов должен вернуться«

    17.10.12 04:56

    Тренер вратарей молодежного состава «Зенита» Юрий Окрошидзе: «Денисов должен вернуться« - фото

    Фото: Вячеслав Евдокимов / «Зенит»

    В 1987 году в Ленинграде резко подскочила посещаемость матчей зенитовского дубля. Болельщики шли на конкретного футболиста. Такое случалось и прежде: наод шел на Казаченка, теперь вот на Халка, но чтоб на мальчишку-дублера, про которого не было даже точно известно, появится ли он на поле!

    Вот такой необычайный интерес вызывал к себе юный голкипер Юрий Окрошидзе, только что ставший чемпионом мира среди юношей (U-17), признанный на этом турнире лучшим вратарем и удостоившийся высших оценок от самого Пеле. Король футбола предрек зенитовцу славу Льва Яшина.

    В 1987 году в Ленинграде резко подскочила посещаемость матчей зенитовского дубля. Болельщики шли на конкретного футболиста. Такое случалось и прежде: народ шел на Казаченка, теперь вот на Халка, но чтобы на мальчишку-дублера, про которого не было даже точно известно, появится ли он на поле!

    Вот такой необычайный интерес вызывал к себе юный голкипер Юрий Окрошидзе, только что ставший чемпионом мира среди юношей (U-17), признанный на этом турнире лучшим вратарем и удостоившийся высших оценок от самого Пеле. Король футбола предрек зенитовцу славу Льва Яшина.

    Сегодня, когда Юрий Александрович давно уже защищает ворота лишь в поединках ветеранов, можно констатировать, что король ошибся и трон Яшина остался незыблем. Но почти десять сезонов, проведенных Окрошидзе в «Зените», стоят дорогого, а ведь в его карьере был и ЦСКА, и другие клубы элитного отечественного дивизиона. Словом, Пеле был близок к истине: юниор вырос во вратаря высокого класса. Затем и в тренера. Оставшись интеллигентным, обаятельным человеком. Впрочем, эта характеристика уже не от Пеле...

    На прошлой неделе Юрий Окрошидзе побывал в редакции «Спорта».

    Лично с Пеле не общался

    — Юрий, встреча с Пеле 25 лет назад стала ярким событием в вашей игровой карьере?
    — Слов Пеле я не помню. Узнал, как и вы, из прессы. Похвала короля стала стимулом работать. Но лично, подчеркну, мы с Пеле не общались.

    — Кто был лидером, вожаком той сборной?
    — Юра Никифоров и Мирджалол Касымов. Причем Никифоров играл центрфорварда, много забивал. Это уже в «Спартаке» его переквалифицировали в «либеро».

    — Сколько времени проводили на сборах с юношескими командами?
    — Очень много. Перед каждым матчем или турниром под эгидой ФИФА садились на пять-шесть дней. Хотелось в тот момент, не скрою, больше времени проводить в «Зените».

     

    — Может, в этом и был залог успеха юношеских сборных СССР? В России лишь команде Игоря Колыванова покорился чемпионат Европы (U-17). Не маловато ли за 20 лет?
    — Дело не в сборах. И сейчас ребята из молодежной команды «Зенита» много времени проводят на сборах — и 1994, и 1995 год рождения. Мне кажется, футболисты того времени быстрее мужали благодаря тому, что не существовало разделения на «основу» и «молодежку», как происходит сейчас. Мы тренировались вместе. Представьте, сколько мне, 17-летнему мальчишке, дали тренировки с Бирюковым, Давыдовым и Ларионовым.

    — То есть сейчас молодежные составы варятся в собственном соку?
    — Я сужу по нашей команде. Когда Лучано Спаллетти привлекает четырех человек к тренировкам в «основе» — у парней глаза загораются.

    — Раньше в командах советской высшей лиги не было штатной единицы «тренер по работе с вратарями». Кто же занимался с голкиперами индивидуальной работой?
    — Мне очень повезло, что я практически не застал того периода. В сборных со мной все время работали Ивакин и Поликанов. А в «Зените» первопроходцем стал Алексей Поликанов. Мне очень повезло, что всегда со мной занимались специалисты.

    — Повезло вам и с первым тренером. Владимир Савин — уникальный человек для питерского футбола, более тридцати лет воспитывал в «Смене» вратарей для «Зенита». Разработал специальную методику.
    — Владимир Павлович — настоящий фанат своего дела! Он любил возиться с вратарями и прививал нам любовь к этому делу. Вратарь не может быть роботом, он обязательно должен любить дело, которым занимается. Савин этому меня научил.

    Не знал грузинского и Тбилиси отказал

    — Вы понимали, что при Михаиле Бирюкове — да еще в самом расцвете сил — дорога в состав «Зенита» вам была заказана?
    — Понимал, что будет тяжело. У меня было конкретное приглашение в тбилисское «Динамо». Там заканчивал карьеру Отар Габелия. Но, не зная грузинского языка, мне трудно было бы адаптироваться в команде. Решил остаться в Питере и работать, развиваться. Хотел доказать, что достоин играть в любимом «Зените», в любимом городе.

    — И ведь доказали! В 1993-м, когда уехал за границу Бирюков, ушел из «Зенита» Мананников, вы играли без замен, пусть и в первой лиге, но, кажется, почувствовали уверенность. Что же случилось потом?
    — Мне трудно ответить на этот вопрос. В «Зените» появились новые вратари. Возможно, не было полного доверия со стороны тренеров (в 1995-м Окрошидзе на полгода был отправлен в питерскую команду «Сатурн-1991». — «Спорт»).

    — А где вам безраздельно доверяли?
    — В Саратов меня приглашали первым номером. Там действительно ощущалось полное доверие со стороны тренеров. Я выводил команду на поле с капитанской повязкой, меня любили болельщики. В «Уралане» постоянно играл в первой лиге. Затем менялись с Александром Филимоновым. У нас была здоровая конкуренция, которая толкала вверх.

    — И в «Соколе», и в «Уралане» все перспективы обрывали на корню финансовые проблемы. Тяжело было все это пропускать через себя?
    — Очень тяжело и обидно. В Элисте были хорошие условия: стадион, великолепная база, зарплаты футболистам платили серьезные. И ведь «Уралан» был для республики настоящей отдушиной, если не брать в расчет шахматы.

    — В чем там заключалась проблема? Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов охладел к «Уралану»?
    — Команду погубил бездарный менеджмент. Дело не в Илюмжинове. Он-то создавал такие условия, что высококлассные игроки приезжали в Элисту.

    — Почему решили повесить бутсы на гвоздь в 36 лет? Не рановато?
    — Последний сезон я отыграл в ростовском СКА, но больше работал тренером вратарей. Да и серьезных предложений уже не поступало. Вернулся в Петербург. Узнал, что молодежный состав «Зенита» возглавил Игорь Чугайнов. Мы очень хорошо знакомы — еще по юношеским сборным, вместе поиграли в «Уралане». Созвонились, встретились, переговорили. На тот момент в «молодежке» не было тренера вратарей. Я предложил Чугайнову свои услуги. Начали работать, втянулся. Переход из игрока в тренеры получился плавным. Совершенно безболезненным.

    — За ветеранов удается вырываться поиграть?
    — Вот буквально несколько дней назад ездил в Москву. Спартаковские и армейские ветераны сыграли благотворительный матч. Очень приятно было повидать многих ребят. По мере возможности играл и за «Зенит-84».

    — Форму удается поддерживать?
    — На тренировках молодежной команды и поддерживаю! Все-таки полтора часа постоянно находишься в движении. Каждому из трех-четырех вратарей нужно уделить внимание. Тут не до отдыха. Силы такая работа забирает.

    Вратари чаще дружат, чем враждуют

    — Согласны, что вратари созревают позже полевых игроков?
    — Здесь существуют нюансы. Но в «Зените» ребята видят цель. Это помогает в работе.

    — Видят цель?! Но ведь не секрет, что последний игрок из дубля, закрепившийся в главной команде, — Игорь Денисов. Прошло с той поры девять лет! Не опускаются руки у ребят от такой статистики?
    — Мы, тренеры, объясняем ребятам, что не надо зацикливаться на одном «Зените». Тогда проще развиваться. Существуют же варианты аренды. Все мы понимаем, что в современных реалиях очень тяжело из «молодежки» перебраться в премьер-лигу. Здесь тренеры должны работать на перспективу.

    — Уход вратаря Николая Заболотного в «Спартак» стал для вас сюрпризом?
    — Было предложение его оставить, но не получилось договориться. Тем не менее считаю Колю вратарем очень хорошего уровня. Первым номером в молодежной сборной просто так не выберут. Сейчас уже можно пробовать Заболотного в «Ростове». Но это решение тренеров.

    — Проблема Заболотного, видимо, заключалась в требованиях агента. Сейчас футболисты заключают договоры с агентами, еще не достигнув совершеннолетия. Но, чтобы улучшать условия, вратарь должен играть, а не сидеть на скамейке или «вариться» в молодежной команде. Здесь не возникает противоречия?
    — Плотного контакта с агентами у меня нет. Я занимаюсь своей работой, а контрактные дела — прерогатива клуба.

    — Но ведь вы можете дать рекомендацию профессионала?
    — Бывает, ко мне обращаются с вопросом, есть ли перспективы у того или иного мальчишки. Я могу посоветовать, не более того.

    — На стыке веков три питерских вратаря — Вячеслав Малафеев, Дмитрий Бородин и Александр Макаров — в равной степени претендовали на пост номер один в «Зените». И далеко не все специалисты выделяли из этого ряда Малафеева… Удача в карьере вратаря играет большую роль?
    — Удача — да. Стечение обстоятельств — еще больше. Помните, когда сломались Малафеев и Чонтофальски и в ворота встал Сергей Иванов. Это был его шанс. Вратарь им не воспользовался. Но очень важно, чтобы голкипер чувствовал доверие главного тренера. Могут быть какие-то ошибки, но когда есть доверие — вратарь не забивает себе голову ничем лишним.

    — Какими должны быть взаимоотношения между вратарями в одной команде?
    — Ни одного случая в своей карь­ере не могу вспомнить, чтобы я с кем-то был на ножах, образно говоря. Психологически на вратаря идет серьезная нагрузка, поэтому если еще со своим сменщиком ты начнешь что-то делить, ничего хорошего из этого не получится. Вратари между собой чаще дружат, чем враждуют.

    Зайцев должен был начать сезон в «Петротресте»

    — Какая сейчас ситуация с вратарями в ФК «Зенит»? Количественно фамилий довольно много, а что касается качества?
    — На данном этапе с основной командой работает Егор Бабурин. Это большой прогресс! Я хорошо знаю этого парня, отработал с ним два года.

    — Более того, вы же его нашли для «Зенита»...
    — Бабурин принадлежал клубной академии. Затем был отдан в аренду в «Коломяги». Я посмотрел несколько тренировок и матчей с участием Егора и понял, что у парня хорошие данные — быстрые ноги, хорошие руки. Мы быстренько решили вопрос. Вернули его в академию, а вскоре начали привлекать Бабурина в «молодежку».

    — Сейчас травмирован Юрий Жевнов. У Егора есть шанс закрепиться вторым номером в главном «Зените»?
    — Я бы не хотел готовить своих вратарей вторыми номерами. Внутри себя каждый из молодых ребят должен готовиться к игре, а не к скамейке запасных. В «Зените» или в каком-то другом клубе, но мотивация должна быть именно такой. Ты должен так работать на тренировках, чтобы в любой момент выйти на поле и не испортить картины. Бабурин здесь не исключение.

    — Перспективы других ребят — Максима Рудакова, Антона Цветкова, Павла Дронова?
    — Паша Дронов, увы, получил очень серьезную травму. Вы еще не назвали Андрея Зайцева. Он ведь принадлежит «Зениту». Мы очень надеемся, что он восстановится, потихонечку придет в норму и начнет работать в общей группе.

    — Зайцев неоднократно пытался уйти в аренду, уезжал на просмотр в Минск…
    — Этот сезон Андрей должен был начать в составе «Петротреста». На него там рассчитывали как на первого номера. Год в ФНЛ очень бы помог Зайцеву. Из молодежного первенства во второй дивизион — это шаг назад, а вот ФНЛ по уровню сопоставима.

    — С чем связан травматизм у молодых вратарей? Уж не с «синтетикой» ли, на которой тренируются зенитов­ские резервисты?
    — Вполне возможно. На искусственном поле другое сцепление, другая работа связок, высокие нагрузки, летят крестообразные связки.

    — Где тренируется молодежная команда?
    — Практически весь прошлый год мы работали на запасном поле «Петровского», сейчас уже определенное тренировочное время проводим в спорткомплексе «Смена». Примерно пятьдесят на пятьдесят. Тут же не только в качестве поля дело. Это и карантины, и питание, и восстановительные мероприятия. К сожалению, в академии этого пока нет.

    С Бирюковым обмениваемся методиками

    — За шесть лет у вас выработалась своя методика индивидуальной работы с вратарями или нет предела совершенству?
    — Прежде всего работа тренера — творческий процесс. Футбол движется вперед, и требования к вратарям становятся более жесткими. Стандартный набор упражнений касается физического развития. Когда же идут специальные вратарские упражнения — на технику или на тактику — начинаешь искать что-то новое.

    — Корректировалась ли работа с вратарями после появления новых мячей?
    — Скорее наоборот. Мячи, которыми мы сейчас играем, удобные и комфортные для вратарей.

    — Следите за вратарями в мировом и европейском футболе? Открыли для себя какие-то новые тенденции?
    — Пожалуй, это касается игры ногами. В развитии этого компонента, на мой взгляд, будущее вратарского искусства. Посмотрите любой матч — сколько мячей отыгрывается через вратаря. Наш брат уже давно играет как последний защитник. Современный вратарь должен уметь предугадывать моменты, читать игру. Я всегда рассказываю об этом своим ребятам. Если вратарь правильно руководит обороной, просчитывает ходы соперника, то за всю игру он делает минимум лишних движений. Как шахматист — расставляет фигурки защитников и вовремя их передвигает.

    — Кто на последнем чемпионате Европы произвел на вас самое сильное впечатление?
    — Мне кажется, все отыграли на своем уровне. Касильяс, Буффон, Нойер… Никто не провалил турнир.

    — Согласны с формулой Валерия Лобановского, которую мэтр вывел несколько десятилетий назад: вратарь должен не только ловить все свои мячи, но и выручать команду?
    — Очень правильная мысль. Вратари высокого уровня не позволяют допускать детских ошибок — свое они ловят, а иногда и выручают (улыбается). В простом мяче он не ошибется ни разу.

    — Вам не кажется, что сейчас ситуация напоминает вашу игровую молодость? Вы работаете в молодежной команде. В большом «Зените» — Михаил Бирюков, дай Бог ему здоровья на долгие годы. Каковы перспективы? Не собираетесь же вы всю жизнь работать с молодыми вратарями? Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом...
    — Это естественно. Но сейчас я спокойно работаю, делаю свое дело. Отношения с Михаилом Юрьевичем у нас великолепные, как и 25 лет назад. Мы в постоянном контакте. Обсуждаем кандидатуру каждого вратаря из системы «Зенита». Обмениваемся упражнениями, методиками тренировочного процесса. Вратари у нас готовятся в одном направлении. Это, на мой взгляд, правильная политика.

    Здравый смысл восторжествует!

    — Больше двух недель с зенитовской «молодежкой» работал Игорь Денисов. Признайтесь, это дополнительная психологическая нагрузка на весь тренерский штаб?
    — Почему же? Игорь повел себя очень достойно! Я знаю, что Анатолий Викторович Давыдов с ним переговорил. Никакой психологической нагрузки мы не ощутили, работали в штатном режиме. Денисов — настоящий профессионал! Понятно, что нашим молодым ребятам очень тяжело угнаться по мысли за капитаном сборной России. Но у них появился ориентир.

    — Что дальше? На ваш взгляд, конфликт Денисова и клуба разрешится?
    — Все понимают, что в интересах команды, в интересах Игоря, в интересах болельщиков как можно быстрее найти общий язык, договориться. Другого быть не должно.

    — И когда же можно ожидать возвращения Денисова в Удельную?
    — Вполне возможно, когда Игорь вернется в Петербург из сборной. Здравый смысл должен восторжествовать!

    — И тогда у «Зенита» остаются шансы побороться за выход из группы в Лиге чемпионов?
    — А кто сказал, что шансов нет? Остается играть еще четыре тура, «Зенит» никак не слабее своих соперников по группе.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»