(Фото: ФК «Зенит»)
В декабре Дмитрий Бородин объявил о завершении карьеры и занялся благотворительными и не связанными с футболом проектами, а сегодня уже в поте лица работает с молодыми голкиперами «Зенита». Сегодня питерский воспитанник осваивается в тренерском штабе Дмитрия Черышева и делится мнением о вратарской позиции в главной команде.
Меняемся с Радимовым игроками
— Окончательного осознания того, что я стал тренером, еще не пришло, — рассказывает Бородин. — Поначалу было тяжело, но совершенствуюсь с каждым днем (улыбается). Готовлюсь к тренировкам, анализирую конспекты. В первые дни тренерский штаб надо мной даже подшучивал: да бери, мол, свои листочки и подсматривай! Сейчас такого уже нет: с вечера составляю программу работы, которой стараюсь придерживаться. Хотя если на тренировке понимаю, что у ребят не получается какое-то упражнение, то меняю план на ходу, варьирую те или иные действия. Интересно! Процесс идет. Думаю, с каждым днем будет все лучше и лучше.
— Сильно ли помогает опыт работы с Михаилом Юрьевичем Бирюковым, который постоянно придумывал для вас, вратарей «Зенита», какие-то эстафеты и неформальные упражнения?
— Да, конечно! Это обязательно должно присутствовать в тренировочном процессе. Я ставлю себя на место ребят, стараюсь понять, что было бы мне интересно в их возрасте. Нагрузки — одно дело, но надо еще получать и удовольствие от работы. Нельзя постоянно давать физические упражнения, иногда необходимо и разрядить обстановку.
— Говорят, чтобы стать хорошим тренером, надо убить в себе игрока. Удалось ли это вам с учетом того, что совсем недавно вы играли в прощальном матче Вадима Евсеева и в матче ветеранов в Валенсии? Да и возраст по вратарским меркам у вас совсем не критический.
— Что греха таить: понимаю, что полностью не раскрылся и мог бы еще поиграть. Но обратной дороги нет, решение принято, менять его я не собираюсь. Хотя, конечно, на поле по-прежнему тянет. Но не в ворота. Например, сейчас с удовольствием выступаю за команду ветеранов на турнире в Сестрорецке и радуюсь тому, что играю в поле.
— Дмитрий Бородин всегда был техничным вратарем!
— (Смеется.) Да. Даже получается забивать голы!
— Как восприняли перемены ваши родные?
— Положительно. Правда, говорят, что папа стал еще реже появляться дома (улыбается). Но, в принципе, это понятно: тренерская работа отнимает много времени. Так что мои понимают, что я занимаюсь любимым делом. И привыкают.
— При сквозной заявке все вратари должны быть на виду. Как строятся взаимоотношения с тренерским штабом «Зенита-м» и «Зенита-2»?
— Я очень рад, что моими коллегами стали великолепные люди и отличные в прошлом футболисты. В «Зените-2» работает мой близкий товарищ Владислав Радимов, с которым мы постоянно находимся на связи. Да и молодых игроков практически постоянно передаем друг другу. Например, то за нас, то за «Зенит-2» могут сыграть Гасилин, Могилевец. Вариаций много.
Малафеев не сказал последнего слова
— Петербургская вратарская школа всегда славилась своими голкиперами. Как вы сейчас оцените перспективы ваших подопечных?
— Не хотелось бы петь ребятам дифирамбы: все покажет время. Но надеюсь, что моя работа не пройдет даром. Сделаю все возможное, чтобы молодые вратари «Зенита» заиграли на самом серьезном уровне. И если бы потом они подошли ко мне и сказали: «Спасибо, Дмитрий Владимирович, нам с вами было интересно работать» — это стало бы для меня лучшей наградой.
— Да, но пока «молодежка» потерпела два поражения, пропустив при этом пять мячей.
— Ну не все сразу. Мы внимательно разбираем ошибки, двигаемся вперед. Да и, как видите, голов в наши ворота становится все меньше (улыбается). Думаю, мы на правильном пути. Ребята перспективные. В «молодежке», например, два вратаря 1996 года рождения (Игорь Обухов и Максим Рудаков. — «Спорт День за Днем»), которые и сыграли по одному матчу.
— Не могу не поинтересоваться вашим мнением о новобранце главной команды Юрии Лодыгине.
— Первые впечатления приятные. Он «игровик», что немаловажно в нашей профессии. Обладает хорошим подсказом и хорошей техникой. Потенциал большой, есть возможности для роста. Остальное будет зависеть только от него самого: от работы и того, как будет себя проявлять. Думаю, у Юрия все получится.
— На мой взгляд, проблема только одна: пропущенные мячи. Три от киевского «Динамо» и ЦСКА, по одному от «Шахтера» и «Краснодара», два от «Рубина». Этот факт не может надломить голкипера в 23 года?
— Ну это же не только его вина, правда? Пропускает не только вратарь, но вся команда. Так что расстраиваться Юрий не должен. Важно сделать определенные выводы и, как это ни банально звучит, двигаться дальше. Ну а оборона «Зенита», конечно, оптимизма не внушает. Вратарю легче играть, когда он знает состав оборонительной линии, что можно ожидать от того или иного партнера. А в команде то один игрок получит травму, то другой. В итоге постоянно возникают новые сочетания.
— Вячеслав Малафеев еще не сказал своего последнего слова?
— Конечно нет. Он скоро восстановится, и мы вновь увидим его на поле.
— В последнее время многие стали забывать о Юрии Жевнове, который сейчас восстанавливается после травмы. Что скажете о перспективах своего бывшего партнера?
— У нас с Юрой прекрасные взаимоотношения. Конечно, ему непросто. Может, «Зенит» оказался не его командой, хотя шансы проявить себя были. Мы разговаривали совсем недавно. Вроде вот-вот подойдет к основному составу, но вновь получит новое повреждение. Мне сложно сказать, с чем это связано, но уверен, что Юра сделает для себя определенные выводы. Он понимает, что от него в «Зените» ожидали большего. Но такова наша вратарская доля — кто-то все равно должен остаться на скамейке запасных. Сейчас в первую очередь хочется пожелать Юре здоровья. Он хороший, квалифицированный голкипер, о котором мы еще обязательно услышим. И увидим в игре.
— И последнее: как позиционировать себя Егору Бабурину, когда Лучано Спаллетти делает ставку на Юрия Лодыгина, а Вячеслав Малафеев после окончания восстановительного периода наверняка вернет себе место в «основе»?
— Ждать своего шанса. Понятно, что он может быть расстроен тем, что сыграл «на ноль» несколько матчей и не имеет никаких нареканий по тренировкам, а тренер доверяет не ему. Но мне кажется, Спаллетти принимает во внимание опыт Лодыгина. Однако в прошлом сезоне Егор свой шанс получил! Поэтому и сейчас надо терпеть, работать и ждать.