Тренер вратарей СДЮСШОР «Зенит» Алексей Поликанов: Кержаков сильнее, чем Лодыгин!
Юрий Лодыгин и Михаил Кержаков. Делить им нечего, кроме... места в воротах «Зенита»
14.10.15 02:59
Фото: EPA / VOSTOCK-Photo
Автор: Спорт день за днём
Поделиться
Вратарская революция в «Зените» остается самой обсуждаемой темой! За два года болельщики уже привыкли видеть в «рамке» эмоционального Юрия Лодыгина. Да, порой «русский грек» заигрывался и пропускал обидные мячи. Но кто из вратарей не грешил? Однако Лодыгин все же перебрал с ляпами, и Андре Виллаш-Боаш вернул в состав «Зенита» игрока с фамилией Кержаков. Но уже не Александра, а его младшего брата, 28-летнего Михаила, поигравшего где угодно, но только не в своем родном клубе. Теперь этот пробел устранен. Особенно рад за Михаила его тренер в зенитовской школе Алексей Поликанов, для беседы с которым представители «Спорта День за Днем» отправились в старый-добрый ДСИ «Зенит» на улице Бутлерова, где первые шаги в футболе делали братья Кержаковы.
У Юрия счастливая судьба
— Миша никогда не опускал руки. Мне рассказывали, как он люто тренировался, и вот наконец ему представился случай, — начал Поликанов. — Я думаю, Кержаков сильнее, чем Лодыгин. Он пережил больше взлетов и падений. У Юрия счастливая судьба — раз-два, и поднялся наверх. А в жизни и в игре надо уметь отбрасывать негативные вещи. Еще многое зависит от позиции тренера, как он заставляет играть вратаря. Например, от Ван дер Сара в «Аяксе» требовали играть высоко. Сейчас так же действует Мануэль Нойер из «Баварии».
— Михаил Кержаков обучен такой игре?
— По техническим данным он уже всему обучен. Бывает такое, что по техническим данным от природы все есть. Из таких людей, что я встречал за свою жизнь, помимо талантливых Гинтараса Стауче и Владимира Пчельникова (с ними Поликанов пересекался, когда работал с вратарями в юношеской сборной СССР в конце 1980-х годов. — «Спорт День за Днем»), выделю Юрия Окрошидзе, с которым я поработал в «Зените». Ни Лодыгин, ни Кержаков не были от природы такими техничными. Но они достаточно умелые, чтобы их техника была на должном уровне. Хотя мы с Михаилом практически не работали над игрой ногами. Просто жизнь этого не требовала. Я сам научился бить, только когда стал тренером вратарей. До этого моя задача была поймать мяч в руки, уметь отдать пас назад защитнику, поставить мяч на угол вратарской и выбивать его.
Сейчас я твердо убежден, что вратари до десяти лет должны выходить в поле. Для понимания игровой ситуации. Кстати, Мишка очень много играл в поле: в квадратах, в других упражнениях. Еще раз повторю, игра ногами — это не только удар по мячу, а в первую очередь выбор правильного решения.
— В этом сезоне многие заметили, что Лодыгин сильно нервничает. Это связано с тем, что в «Зените» у него впервые появился реальный конкурент за место в «основе»?
— Мне кажется, что Юрий больше устал. Ведь он на протяжении двух с половиной лет бессменно выходит в основном составе «Зенита». В свое время Лев Иванович Яшин говорил мне: «Леш, знаешь, как тяжело выходить на это поле, потому что от тебя ждут не просто хорошей игры, ты должен чудеса показывать». Сыграл хорошо — планку поднимаешь. Уже не имеешь права сыграть как средненький вратарь. Особенно в такой команде, как «Зенит».
Чему научит помощник Боаша?
— Если Михаил Кержаков останется первым номером «Зенита», захочет ли Юрий Лодыгин ждать своего шанса?
— Захочет или нет — это не так важно. У Лодыгина есть контракт. Можно просить отдать в аренду, но сейчас судьба любой команды настолько зависит от уровня голкипера, что команды покупают трех или четырех вратарей. Все деньги и подготовка команды напрасны, если нет голкипера стоящего уровня.
— Несколько специалистов по вратарям высказывали мнение, что Лодыгину не хватает школы. Вы согласны с этим?
— Школа — это в первую очередь отработанные приемы мяча с разной силой и на разных высотах, умение ловить мяч, падать и прыгать за мячом, перемещение приставным шагом, спиной вперед и перекрестным шагом. Здесь у Лодыгина, мне кажется, все естественно. Но вы скажите мне: где и как он рос?
— В Греции.
— А Владимир Савин, первый тренер Вячеслава Малафеева в «Смене», с юных лет приучал Славу, как правильно ставить руки, как перемещаться в воротах. Можно сказать, что этой школы Лодыгину не хватает. Но это не его вина, а его беда! Если ты пропустил свое детство, если ты не получил нужных знаний в 13–15 лет, то потом за образовавшимися своими стереотипами ты не понимаешь, что эти вещи нужны.
— Еще важно, кто научит этим вещам.
— В этом плане меня немного смущает роль Миши Бирюкова (тренер вратарей «Зенита». — «Спорт День за Днем»). Еще ведь приглашен голландец Виль Корт. Откуда взялся этот парень? Где играл?
— На профессиональном уровне точно не играл!
— Этот специалист ходил вместе с Боашем по всем клубам, где работал португалец. Такое ощущение, что иностранные тренеры устроили кормушку, приглашая друзей за большие зарплаты. И так во всех командах. При Бирюкове Лодыгин играл значительно лучше, потому что Михаил Юрьевич может подсказать, чем-то помочь, а сейчас его делают крайним. Я уже говорил о напряжении Лодыгина, а сейчас Корт требует от него играть высоко. Но команда еще должна учитывать философию вратаря. Требование активно играть на выходе затмило основную его задачу — ловить мяч, летящий в ворота. Хотя у нас для этого не поставлена система.
— Почему?
— Я смотрел тренировку ван дер Сара, где его обучали выбивать мяч вперед. Вместе с ним после тренировки оставались основные игроки команды: делали забегания, пытались принять мяч от вратаря. А из наших миллионеров кто-то стал бы этим заниматься? Хотя бы минут двадцать?
— Сомневаемся.
— А раз они не делают, то отсюда и ошибки. Нужно ли тогда это делать в игре?! И еще один момент. Посмотрите, как Акинфеев великолепно играет ногами. Но он отдает мяч не крайним защитникам, а засаживает мяч далеко вперед, пусть с ним впереди разбираются. Игорь уже понял, что нужно повышать свой уровень и активнее играть с мячом, но главное — не пропустить.
Слуцкому нужен вратарь с игровой практикой
— Россия оформила путевку на чемпионат Европы. Как должен играть Михаил Кержаков, чтобы поехать во Францию?
— Леониду Слуцкому нужен вратарь с постоянной игровой практикой. Плюс он должен решать высокие задачи вместе со своей командой, а не выступать там, где можно пропустить пять мячей, потом выручить десять раз и тебе еще все похлопают.
— Захочет ли Слуцкий нервировать Акинфеева? Может, он предпочтет взять ему конкурентов послабее?
— Это исключено. Акинфеев — человек с такой надежной и устойчивой психикой, что ему можно доверять. Ну в случае форс-мажора место в воротах может занять Кержаков. Счастье предоставляется всем. Только один готов его принять, а другой уже руки опустил. И потом жалуется, потому что не видел, что шанс у него был.
— Вы согласны, что у 28-летнего Кержакова сейчас только начинается настоящая карьера вратаря?
— Давайте вспомним Александра Уварова, который только в 29 лет попал в основной состав «Динамо», в 30 — в сборную, а потом еще десять отыграл на хорошем уровне в Израиле. Такая же судьба у Андрея Диканя, который поздно заявил о себе. Так что делайте выводы.