Михаил Рахлин первым делом показал корреспондентам «Спорта» кимоно, в котором Хайбулаев одерживал победы в Лондоне (оно со временем перекочует в музей клуба, а пока хранится в кабинете тренера). А уже потом ответил на вопросы.
— Дзюдо и единоборства вообще — это уважение к сопернику. Как это может сочетаться с Олимпиадами, где в наше время важна победа абсолютно любой ценой?
— Вполне сочетается. Ведь дзюдо — это вид спорта. Наша победа в Лондоне добывалась только по спортивным принципам.
— Перед Олимпиадой Тагиру ставилась задача выиграть золото? Далеко не все верили в его успех…
— Он же действующий чемпион мира. Какая у чемпиона мира может быть задача, кроме победы? Конечно, мы рассчитывали только на победу.
— Какой бой на Олимпиаде был самым волнительным для вас?
— У нас с Тагиром в этом плане немного разные ощущения. Я могу выделить бой с немцем Петерсом. Есть такая мысль: «Опасайся того, кого уже обыгрывал». Тагир в предолимпийский сезон дважды чисто побеждал Петерса, поэтому мы его опасались. Тот, кого ты уже победил, всегда опасен.
— Была особая тактика на финал?
— Тактика одна — победить… Я перед финальным боем к Тагиру не подходил. Мы с ним пересеклись только перед соревнованиями, я пожелал ему удачи. Когда спортсмен уже заряжен на бои, его лучше вообще не трогать. Но если бы потребовалась какая-то особая поддержка, я бы, конечно, сделал это.
— Как дзюдоисты отмечают победы? Чайной церемонией?
— Тагир сам по себе очень сдержанный, воспитанный человек. Конечно, у него после победы были эмоции, но достаточно сдержанные. Чайной церемонии не было. Но и никакой другой тоже!
— Приток детей в дзюдо усилился после олимпийских триумфов?
— Да, есть такое дело. Дети приходят.
— Расскажите тем, кто хочет отдать детей в дзюдо, чем выделяется ваше единоборство среди прочих. Чем оно отличается от сильно раскрученного айкидо?
— С технической точки зрения у нас много бросков, есть работа в партере, держания и болевые приемы. Так как наше единоборство спортивное, то в нем строго регламентированы правила. Наверное, это главное.
— В уличной драке помогает?
— В уличной драке больше помогает сила духа, умение сопротивляться. А какие-то профессиональные навыки… мне сложно это комментировать.
— Но дзюдо развивает эту силу духа?
— Да.