• Тренер «Льва» Вацлав Сикора: «Самое важное — команда. Даже Ковальчук в одиночку не может все сделать»

    25.04.14 15:20

    Тренер «Льва» Вацлав Сикора: «Самое важное — команда. Даже Ковальчук в одиночку не может все сделать» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    (Фото: РИА «Новости»)

    Сейчас это кажется делом далекого прошлого, но нынешний сезон, сверхуспешный для себя, «Лев» начал под руководством Вацлава Сикоры. Уже осенью семейные обстоятельства вынудили чешского специалиста перейти на должность ассистента, уступив руководящее место Кари Ялонену. И получилось, что у финна в помощниках оказались сразу два бывших главных тренера СКА: Сикора и Айван Занатта. Так что Вацлав совсем не удивился, когда в разгар финальной серии Кубка Гагарина (об участии в которой тому же СКА пока остается мечтать) я предложил ему поговорить не только о нынешней команде, но и о бывшей. «Но не уверен, что я смогу обо всем сказать по-русски — он у меня не так хорош», — оговорился Вацлав, предупредив заодно и вопрос о претензиях по поводу «нежелания» использовать русский язык во время работы в питерском клубе.

    Наш стиль — несложный хоккей

    — Признайтесь, вас удивило то, что ваша команда смогла дойти до финала Кубка Гагарина?
    — Удивление — это неправильное слово, мы же оказались здесь не вдруг, а пройдя три раунда плей-офф. Правильно слово — радость. Мы рады, что вышли в финал, но это не значит, что мы остановимся на достигнутом.

    — Считается, что «Лев» — скромная команда. Вы опередили гораздо более богатые и звездные клубы КХЛ. За счет чего?
    — Не всегда большие деньги дают результат. У нас собралась очень хорошая команда — сплоченный коллектив сильных игроков. У нас нет больших звезд, но четыре хороших звена. Даже пять звеньев, потому что запасные всегда готовы подменить травмированных игроков, отработать за них. У нас все могут играть, и в этом наша сила.

    — И все-таки в плей-офф вам повезло: «Локомотив» выбил две сильнейшие команды Западной конференции, и вам не пришлось встречаться ни со СКА, ни с «Динамо».
    — Скорее стоит отметить сам «Локомотив», выказать им свое уважение, раз они смогли пройти такие сильные команды. Ярославль — очень хороший соперник, обыграть его тоже было непросто. Так что о других вариантах мы даже не думали.

    — Много ли изменений вы внесли в свою игру перед финалом?
    — У нас молодая команда. Перед этим сезоном состав обновился наполовину. Так что свою систему игры мы отрабатывали по ходу регулярного чемпионата. А уже с начала плей-офф строго ее придерживаемся, во всех сериях, в каждом матче мы стараемся не отступать со своего пути. Думаю, для нас это единственная возможность побеждать. Мы просто не можем поменять свой стиль. Да и причин для этого нет.

     

    — Вы можете описать этот стиль?
    — Мы хотим уделять равное внимание и атаке, и обороне, без малейшего перекоса в одну из сторон. При этом и в атаке, и в обороне надо действовать активно, агрессивно, оказывать на соперника давление настолько, насколько это возможно. Если не получается это делать в чужой зоне, мы откатываемся в среднюю и уже там выстраиваем оборону. Мы хотим играть в несложный хоккей. И это приносит результат.

    — Есть ли в КХЛ команды, похожие по стилю на «Лев»?
    — Из тех, с кем мы встречались в плей-офф, больше всего на нас похож «Донбасс». Наверное, именно поэтому серия с ним получилась особенно тяжелой, все шесть игр были равными.

    Мы ищем своих болельщиков

    — В финале «Льву» удалось заполнить «О2 Арену», но до этого аншлаги у вас были редкостью...
    — Здорово, что собралось так много зрителей. Как я уже говорил, мы молодая команда, и нам еще надо собрать болельщиков. Процесс начался в регулярном чемпионате и продолжился в плей-офф. Мы показываем хорошие результаты, и на нас ходят все больше и больше. Конечно, сказалось, что «Спарта» выбыла из плей-офф чемпионата Чехии, но все-таки самое главное — это то, что мы играем в финале Кубка Гагарина.

    — То есть своя лига в Чехии пока интереснее, чем КХЛ?
    — В Праге здесь особая ситуация, сразу три команды высокого класса: «Славия», «Спарта» и «Лев». И у «Спарты» со «Славией» очень принципиальное противостояние. У этих команд фанаты, которые болеют только за «Спарту» или только за «Славию». А нам, как я уже сказал, надо найти теперь своих болельщиков. В этом сезоне мы проделали хорошую работу — я читаю разные мнения и вижу: люди знают, что они могут прийти на нас и увидеть очень высокий уровень матчей в КХЛ. И они начинают болеть за нас.

    — У «Льва» интернациональный тренерский штаб: финн, чех, италоканадец... Споры часто возникают?
    — Каждый из нас привносит что-то свое. Но Кари — главный тренер, именно он определят путь, по которому пойдет команда, а мы ему помогаем. И нет никаких проблем: ни в коммуникациях, ни во взглядах на хоккей.

    — С приходом Кари Ялонена работа команды изменилась?
    — Поменялось многое, ведь команда была в стадии создания. Произошло много обменов, состав обновился наполовину, так что мы начинали как будто с нуля, как будто прошлого сезона не было. Кари сделал очень большую и хорошую работу, и это его заслуга, что команда сейчас в финале.

    — В начале сезона вас перевели из главных тренеров в ассистенты с формулировкой «по семейным обстоятельствам». Честно говоря, в России такие ходы часто воспринимают с подозрением.
    — У меня были некоторые проблемы в семье, которые мне надо было решать, и я договорился с руководством. Ситуация действительно требовала этого. Все-таки любой второй тренер не так загружен, как главный, который и за пределами площадки почти все время занят, — для меня это было проблематично.

    Не думаю, что Каспарайтис говорил обо мне плохо

    — Два бывших главных тренера СКА сейчас в одной команде. Вы с Айваном вспоминаете работу в Петербурге?
    — Да, это был большой опыт для нас.

    — Сейчас внимательно следите вместе с ним за СКА?
    — Конечно, к командам, где ты работал, всегда особое отношение.

    — Чего все время не хватает СКА? Вы не смогли выйти в финал, сейчас — даже с Ильей Ковальчуком — опять то же самое…
    — Сложно сказать, тем более про нынешнюю ситуацию — ведь я ее не знаю, за два-три года многое изменилось. Что касается Ковальчука, могу только повторить: самое важное — это команда. Один человек не сможет много сделать. Необходимо, чтобы вся команда работала лучше.

    — С какими чувствами вспоминаете работу СКА? Ведь вам там не дали второго шанса.
    — Воспоминания только положительные. Ведь в Петербурге мне дали возможность поработать в КХЛ — да еще и в таком большом клубе, одном из лучших в лиге. И никаких обид нет — у меня и у команды была задача, которую мы не выполнили. И нормально, что они пригласили другого тренера и дали шанс ему.

    — А слова, сказанные вам вслед, не расстроили? Даже Дарюс Каспарайтис нелестно отзывался о совместной работе с вами.
    — Я читал некоторые публикации, но не думаю, что Каспарайтис говорил так плохо. И давайте посмотрим на ситуацию по-другому: для Дарюса это был всего лишь первый сезон в качестве тренера. Может, через год-другой он мог бы выполнять больший объем работы, это нормально.

    — А Занатта не обиделся на вас, когда вы заняли его место?
    — Нет-нет, Айван знал, что случилось. Знал, что я не хотел его ухода из команды. Но таково было решение руководства.

    — После СКА вы работали в родной Чехии: в «Хомутове» и «Спарте». Что почувствовали, когда появилась возможность вернуться в КХЛ?
    — Знаете, тогда все произошло очень быстро, и у меня не было времени подумать, осознать все. Но, конечно, я был рад такому шансу. Тем более я живу недалеко от Праги. С одной стороны, мне хотелось вернуться в КХЛ, с другой — уезжать от семьи всегда тяжело. Так что я очень рад, что у меня есть возможность жить дома и одновременно работать в этой лиге.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»