Кемеровский «Кузбасс» Туомаса Саммелвуо был одной из тех отчаянно симпатичных команд, в которые хочется верить, но страшно разочароваться. Они ведь всегда так: бьют фаворитов по ходу сезона, но к финалу в самый ответственный момент чего-то не хватает и... Здравствуй, грусть, давно не виделись.
Такие команды изначально не созданы для штамповки титулов. Они нужны для того, чтобы спускать фаворитов с небес. Этот самый «Кузбасс» по ходу сезона преподнес своему тренеру подарочек к едва оформленному назначению главным тренером сборной России. Проиграл в полуфинале Кубка ЕКВ турецкому «Галатасараю» – в еврокубковых финалах вышло на одно русско-итальянское противостояние меньше. И это казалось обидным, но объяснимым. Само собой, Турция. Болельщики, перекрикивающие чаек, заряженные судьи, видеповторов не завезли, но главное... Это же «Кузбасс», а не казанская машина.
Именно «Кузбасс» сломал машинный цикл великолепного «Зенита-Казани». Пять раз подряд казанцы брали золото. Впервые с 2013-го в России новый чемпион. И это вовсе не петербургский «Зенит», которого «Кузбасс» поборол в полуфинале. Гроза «Зенитов» – и всех остальных.
«Кузбасс» – антидрим-тим. Очевидно, что при жестком волейбольном лимите (два иностранца) у чемпиона России должен быть костяк из игроков национальной сборной? Вовсе нет. Кемеровчане поставили на недооцененных, не раскрывшихся до конца, невезучих.
Виктор Полетаев – бомбардир – обладатель космического прыжка, напрягающего законы физики. Однако в свои 23 года для сборной России он тот парень, который никак не может потеснить Максима Михайлова. Ждем, надеемся, верим. Теперь с удвоенной силой.
28-летний Игорь Кобзарь – связующий из плеяды тех, кто не пробился через спины вечного дуэта Гранкин/Бутько. Играл с лучшими в «Зените-Казани», собрал коллекцию титулов, но где его олимпийские медали? Возможно, еще впереди.
Финский либеро Лаури Керминен – блистательный профи на своей позиции. Ему просто не повезло со сборной. Видите ли, сложно стать олимпийским чемпионом, когда ты финский волейболист. Разве что сменить национальную команду.
Туомас Саммелвуо сменил. Поработав шесть лет со сборной Финляндии, русскоговорящий специалист все-таки не удержался и принял предложение большого соседа. В начале 1990-х Вячеслав Платонов учил финнов играть в волейбол по-крупному. Теперь – их подача на нашу сторону.
Российские СМИ упивались Гусом Ивановичем (Хиддинком). Если Саммелвуо добьется успеха с волейбольной сборной, восторг в Рунете будет сложно описать. Ведь Туомас не только говорит по-русски, но и пишет тренировочные материалы. Это психолог, который умеет достучаться до игроков. Как Дэвид Блатт умел убедить российских баскетболистов в том, что они умеют играть. Порой кажется, что это вообще единственная серьезная задача для тренера наших спортсменов. Остальное они сами умеют. Преувеличение, конечно, но в каждой шутке есть доля шутки.
Прискорбно, что в Кемерово нет своей «СИБУР-Арены». Болельщики есть. Когда игроков гостей петербургского «Зенита» спрашивают о впечатлениях от энергетики пяти-шести тысяч зрителей во главе с ведущим на «СИБУРе», волейболисты отвечают: «Да, это круто. Вот в Кемерово тоже так бывает». А ведь в Кемерово трибуны на пару тысяч зрителей. Это явно не позволит городу принять часть матчей домашнего мужского ЧМ-2022, хотя местные зрители заслужили. Пусть им покажут Лигу чемпионов, по крайней мере.