Болельщики помнят Дениса Угарова как цепкого креативного полузащитника того самого «Зенита», который в конце 1990-х — начале 2000-х наконец начал радовать болельщиков яркой игрой. Сейчас воспитанник зенитовской школы работает в самарских «Крыльях Советов», где на пару с Андреем Кобелевым пытается выковать из новой команды нечто схожее с «Зенитом», за который они когда-то вместе выступали. Помогает им в этом обширная колония питерских футболистов. В эксклюзивном интервью Денис Вячеславович вспоминает определенные этапы карьеры футболиста, а также анализирует шаги на тренерском поприще.
Футбол не был средством достижения благ
— Вам всего 35. Не жалеете, что так рано завершили карьеру футболиста?
— Всему свое время, так что не жалею. Так получилось, что с футболом пришлось закончить. Не думал о том, чтобы искать себя в какой-то другой отрасли. Начал искать какие-то варианты, поступило предложение из СДЮШОР «Зенит», и я тут же согласился. Жена меня во всем поддержала.
— А согласились бы работать комментатором на телевидении или спортивным журналистом?
— Если мне чуть позже предложат работу комментатора, то почему бы и нет? Соглашусь. Я столько лет провел в футболе, что мог бы рассказать правду об игроках и вообще просветить зрителей во многих вопросах. Мне это интересно.
— Когда в детстве приходили в зенитовскую школу, предполагали, что на игроцкой карьере ваша жизнь в футболе не закончится?
— Я тогда не рассчитывал, что даже за команду мастеров буду играть. Просто занимался любимым делом. Помимо тренировок еще и во дворе гонял мяч.
— Помните дату 3 апреля 1994 года?
— Да, конечно. Это моя дебютная игра за «Зенит». Как сейчас помню: стадион Кировского завода, матч с московским «Асмаралом». Когда выходил на замену, было большое волнение, а уже после испытал радость от того, что сумел сыграть за команду, в которой мечтали оказаться многие питерские мальчишки. Для меня футбол никогда не был средством достижения каких-то благ. Просто любил эту игру. Знаете такую группу — «Отпетые мошенники»? Так вот, там есть вокалист Игорь Гарик Богомазов, с которым мы играли вместе в одной команде! Уверен, ему футбол пригодился в дальнейшем, даже в плане написания песен.
— Первый успех к вам пришел в 1999 году. Как оцениваете предыдущие пять лет карьеры?
— Смотря что считать успехом. Для меня сам факт того, что я сыграл за основную команду «Зенита», уже был большим делом. В 1995 году мы вышли из первой лиги в «вышку» и следующий сезон провели очень хорошо. Поэтому каждый год нам шел на пользу. Например, пришел такой квалифицированный тренер, как Павел Федорович Садырин. Мне с ним было очень интересно работать, ведь я был начинающим футболистом, очень многое от него получил. А Сергей Дмитриев, Валерий Брошин, Дмитрий Быстров — они все были опытными игроками, с которыми и играть было интересно, и просто общаться.
— И все-таки завоевание Кубка России в 1999-м — главное футбольное достижение?
— С учетом того факта, что в Кубке я не провел ни одной игры, главный мой успех — бронзовые медали 2001 года. В том сезоне регулярно появлялся на поле. Ну а Кубок был для нас приоритетным турниром, на него были брошены все силы. К тому же к нему мы довольно серьезно усилились, тот же Андрей Кобелев пришел именно в 1999-м. Появление столь опытного футболиста сделало нашу команду еще сильнее.
— Какова роль Анатолия Давыдова в достижении того результата?
— Он был главным тренером, тренировал нас, настраивал на хорошую игру. Роль тренера и футболиста одна и та же — мы пытаемся решить общую задачу. Давыдов не побоялся взять в команду Кобелева, у которого был определенный авторитет. Не каждый на его месте решился бы на подобный шаг.
— Это правда, что тот успех изменил Анатолия Викторовича не в лучшую сторону?
— Не хотел бы об этом говорить.
— Арендные отлучки в питерский «Локомотив» и омский «Иртыш» пошли вам на пользу?
— Вряд ли. Это была вынужденная ситуация. С «Локомотивом» вообще сложилось так, что люди, которые меня приглашали, поступили не очень порядочно. Они банально не выполняли оговоренные ранее условия. Поэтому мы вместе с Алексеем Бобровым решили уехать в Омск. Вот там-то я уже не зря провел время. Затем благодаря Давыдову удалось вернуться в родной «Зенит».
Дедовщина была только в 1945-м
— Ожидали, что в 2001 году удастся стать призерами российского чемпионата?
— У нас подобралась отличная команда, которая уверенно провела весь сезон. Да и предыдущий год, когда мы добрались до финала Кубка Интертото, сказался положительно на нас. Считаю, тогда был самый сильный «Зенит» до появления в Питере первых иностранных специалистов. Кобелев, Попович, Тарасов, Спивак, Кержаков, Аршавин — отличный сплав опыта и молодости.
— Когда в 2002 году закончился контракт с «Зенитом», шанс остаться в команде был?
— Мне никто этого не предлагал.
— На вашем уходе сказалось появление Властимила Петржелы?
— Если честно, не задумывался об этом. Правды мы в любом случае не узнаем. Все-таки некоторых уже нет на этом свете (наставник зенитовцев в 2000–2002 годах — Юрий Андреевич Морозов. — «Спорт»), некоторые не помнят тех событий, кто-то, как я, просто не захочет копаться во всем этом.
— Жалко было уходить?
— Конечно, ведь я много отыграл за команду, многого с ней добился. Но такова жизнь. В любом случае не стал бы ничего менять. Слава богу, что все произошло именно так.
— Это правда, что в конце 1990-х — начале 2000-х в «Зените» была дедовщина и вы были одним из тех, кто шпынял молодых Кержакова и Аршавина?
— Лучше спросите у тех, кто эти слухи распространяет. Я не помню, чтобы что-то подобное было. Если это не так, пускай Кержаков позвонит мне и сам скажет, что я занимался дедовщиной (улыбается).
— Когда сами приходили в стан сине-бело-голубых, как вас приняли старожилы?
— Между нами разница в возрасте была всего в три-четыре года, а это не так много. Тогда в команде играли Дмитриев, Кулик, Наумов, Боков… Конечно, им не нравилось, когда их обыгрывали на тренировках, поэтому периодически они «кусались». Может, в 1945 году и была дедовщина, но в наше время все было нормально.
— С кем-то из бывших партнеров продолжаете общаться?
— Конечно. С Кержаковым, Аршавиным, Максимом Астафьевым, Димой Акимовым из «Сибири», Женей Тарасовым. В субботу удалось долго поговорить с Димой Бородиным, который приезжал в Самару с «Зенитом». Да, не всегда удается выкроить время, но мне приятно вспоминать прошлое вместе с ребятами, обсуждать сегодняшние реалии.
Спасибо Казаченку
— Тяжело далось решение закончить карьеру футболиста? Вы попросили президента липецкого «Металлурга» разорвать контракт?
— Все нормально было. Собрался и сказал, что уезжаю. Тем более у меня в то время родился ребенок. Рад, что был дома, когда он начал ходить.
— С Анатолием Давыдовым потом отношения не выяснили? Ведь именно он фактически заставил вас уйти, обвинив в неудачах команды.
— Что мне с ним обсуждать? Я не видел смысла расставлять точки над i.
— Когда пришли на работу в СДЮШОР «Зенит», не разочаровались?
— Нет, такого не было, потому что я сознательно шел на тренерскую должность. Хотелось передать ребятам все то, что я знал. К тому же какое-то время я был играющим тренером, поэтому мог на собственном примере и опыте продемонстрировать какие-то футбольные нюансы.
— Первые шаги на тренерском поприще помните?
— В 2004 году и в последующие два года мне помогали директор школы Евгений Шейнин, Владимир Казаченок. С последним советовался по всем вопросам, помогал ему, когда он работал в СДЮШОР «Зенит» перед тем, как возглавить «Петротрест». Большое ему спасибо, что с огромным желанием подсказывал мне во многих вопросах.
— Чего удалось добиться, работая с командой?
— Сейчас в «Крыльях Советов» играют Рома Воробьев и Сергей Петров. Но это не мои воспитанники, а школы. Я с ними общался, но это не моя заслуга, что они сейчас играют на столь высоком уровне. Мне приятно, что такие ребята играют в премьер-лиге. Школа дает плоды, поэтому свою работу оцениваю на хорошо.
Кобелеву не пришлось краснеть за меня
— В молодежную команду московского «Динамо» вас пригласил Андрей Кобелев?
— Да, и я с удовольствием согласился приехать. Свою работу в течение двух с половиной лет оцениваю положительно. В первый год мы заняли десятое место, на следующий сезон — уже шестое. Это неплохо. К тому же в «молодежке» тогда начинали играть футболисты, которые подключались и к основной команде.
— Понимали, что переезд в Москву — новая веха в вашей карьере? Надо было готовить футболистов для команды премьер-лиги.
— Конечно, осознавал. Переход в такую серьезную команду — ответственный шаг. Кобелев взял на себя большую ответственность, приглашая меня в команду. Наверняка ведь были разговоры о том, почему именно я должен быть тренером. Я чувствовал его поддержку, поэтому доказал свое право руководить динамовской «молодежкой». Наша команда показывала хороший футбол, в «Динамо» приглашались молодые ребята. Уверен, Кобелеву не пришлось за меня краснеть.
— Расскажите, как в 2008 году удалось выиграть съезд молодежных команд мира.
— Это был серьезный турнир, который проводился в Германии и в котором участвовали команды высочайшего уровня. Руководство не ставило перед нами задачу обязательно победить, так как основная задача была подготовиться к стартующему чемпионату России. Все были удивлены, что «Динамо» становится победителем столь значимого турнира второй год подряд. Ведь в 2007 году бело-голубые также стали первыми, а руководил ими нынешний наставник команды Сергей Силкин.
— Видя ваши достижения в молодежной команде, руководство решило привлечь вас к работе с основным составом?
— Да, примерно так это и было. Кобелев пригласил в свой тренерский штаб. Жаль только, что совсем мало времени проработали вместе. Видимо, у руководства было другое видение футбола, оно намеревалось с новыми футболистами сразу занять первое место. Уверен, нынешние результаты «Динамо» во многом обусловлены тем, какую игру этой команде в свое время поставил Кобелев.
— У вас был шанс остаться в клубе при Миодраге Божовиче?
— Тут даже обсуждать нечего. Если я приглашался Кобелевым, то остаться просто не мог. Как только стало известно о его отставке, сразу написал заявление и ушел.
— Чем занимались, пока не возник вариант с «Крыльями»?
— Уделял внимание семье. Занимался ребенком, возил его в школу. Да и помимо этого хватало житейских проблем, которые надо было решать.
— Не было опасений, что простой может затянуться?
— Панического настроения не было. Работы, конечно, не хватало, но такова тренерская доля. Ничего страшного.
— Летом Кобелев вроде бы мог возглавить московский «Спартак» и наверняка позвал бы вас в свой тренерский штаб.
— Я не знаю (улыбается). Предубеждения по поводу работы в стане красно-белых? У меня предложений от «Спартака» нет, так что обсуждать нечего.
Ленинградцы заполонили Самару
— Расскажите о новой главе в вашей жизни. Как обустроились в Самаре?
— Это хороший город, в котором только одна проблема — дороги. Надеюсь, что в скором времени их наконец сделают. А так в «Крыльях» хорошие условия. Наша задача — чтобы люди приходили на «Металлург» и радовались футболу.
— Что же случилось в матче с «Зенитом»? Почему так крупно проиграли?
— Итоговый результат обусловлен уровнем футболистов, которые есть в Самаре и которые играют за «Зенит». За питерцев выступают игроки сборных России, Италии, Португалии, а у нас таких исполнителей нет. Это огромная разница. Посмотрите, Спаллетти не поставил в состав Игоря Денисова и Бруну Алвеша, а на результат это никак не повлияло. Ну и наши ребята просто испугались соперника, идущего на втором месте и являющегося действующим чемпионом и обладателем Кубка России. К сожалению, у игроков «Крыльев» нет уверенности в своих силах.
— В команде играют Антон Соснин, Роман Воробьев, Сергей Петров, Басель Абдулфаттах. Как тренерский штаб оценивает их игру?
— В Самаре сейчас говорят, что ленинградцы все заполонили (смеется). Всем нужны хорошие футболисты, и при грамотной работе они могут вырасти в качественных игроков. Воробьев уже постарше, а остальные молоды, поэтому у них все впереди.
— Лучано Спаллетти после субботней игры сказал, что «Крылья» не вылетят из премьер-лиги и у них хорошее будущее. Лестны такие слова?
— Уверен, его слова связаны с тем, какая команда противостояла его подопечным в первом круге, а какая сейчас. Не думаю, что он льстил. Просто высказал то, что есть на самом деле. Я с ним согласен, потому что у нас такая команда, которая не должна влачить жалкое существование, должна быть хотя бы в середняках.
— Кого видите фаворитом в чемпионской гонке — ЦСКА или «Зенит»?
— Скорее всего, чемпионами станут зенитовцы. У них более сбалансированный состав. Сейчас многое будет зависеть от скамейки запасных, особенно накануне старта этих клубов в Лиге чемпионов. Игр будет много, они будут напряженными, поэтому у кого больше хороших футболистов, кто будет быстрее восстанавливаться, тот и будет первым. Да и тренерам необходимо грамотно варьировать состав.
— По силам питерцам выйти из группы в главном еврокубковом турнире?
— Все зависит от того, кто будет соперником по группе. Если попадутся «Барселона», «Манчестер Юнайтед» и «Интер» — вряд ли. А если будут команды чуть слабее, тогда все возможно. Желаю удачи сине-бело-голубым.
Самара — Санкт-Петербург