Пока немецкие медиа гиперболизируют игровые проблемы «Баварии», в зоне «миттельмасс» зашевелилась голова, о которой после кровопролитных зимних боев мы как следует забыли. «Байер» расстрелял на выезде гладбахскую «Боруссию», что дало нам, наконец, повод поговорить о тренере, который заслуживал пристального внимания еще в прошлом году, работая в третьей лиге.
Хайко Херрлих забивал голы за «Боруссию» из Дортмунда на стыке 90-х и нового века. Веселая черная шевелюра часто мелькала у подножья «желтой стены», потому что нападающий отличался чуть ли не в каждом матче. Живые темные глаза восторженно сверкали в лучах прожекторов, пока с неба неслось бессменное Ole, jetzt kommt der BVB! Хайко не был звездой, но совершенно точно — сыном полка, на которого всегда надеялись. Мало кто с первого раза поверил новости, что у Херрлиха диагностирован рак головного мозга. Форварду пришлось вести совершенно другую борьбу, не имеющую ничего общего с тычками под ребра от самых злых опекунов.
«Боруссия» помогла Хайко спасти жизнь, оперативно организовав лечение высокого уровня. Но почему-то забыла про него спустя 17 лет, когда искала тренера на замену Томасу Тухелю. Многие из тех, кто читает этот блог постоянно, видели мой весенний текст, выдвигающий Херрлиха в качестве главной кандидатуры за шикарную работу в «Регенсбурге». Кто-то согласился, кто-то переспросил «Хде?!». Михаэль Цорк и Ханс-Йоахим Ватцке в итоге пригласили Питера Боша. Зато не остался в стороне Руди Феллер – вернуть бывшего птенца не постеснялся «Байер», едва справившийся с пожарищами после того, как в оставленную Москву вошел Рогер Шмидт.
Херрлих в 17 лет переехал из юношей «Фрайбурга» в Леверкузен. Первое, что сделали его новые партнеры — срезали волоски на его зубной щетке. Хайко пошел жаловаться тренеру, который только развел руками. Позже Херрлих назовет это первой школой жизни, которая, возможно, помогла на куда более крутом пригорке.
Феллер принимал решение о новом тренере в непростой ситуации. Тайфун Коркют, заметавший следы за буйным Шмидтом, стараясь всю весну привести команду в спокойное состояние, тем не менее, не показал себя тем, кто способен вернуть «Байер» обратно в боевой режим. И какой-то добрый человек указал чемпиону мира-90 на Херрлиха — вот этот может вывести игроков из зоны комфорта. Ведь если команда третьего эшелона, собранная из арендованных футболистов и списанных воспитанников клубов бундеслиги, пытается быть не такой, как все, показывая игру, которой непременно должен был завидовать Томас Тухель, значит, у нее есть тренер. Хотя, казалось бы, какая разница, кто тренер в третьей лиге…
«Регенсбург» поднимался классом выше зрелищно, а Херрлих, разучившийся бояться чего-либо 17 лет назад, еще и принимал решения, на первый взгляд несовместимые с жизнью. В одном из матчей «Регенсбург», проигрывая к перерыву 0:1, да еще и с удаленным игроком, перешел на игру в три защитника и два форварда. К тому же, все игроки в обороне оказались левоногими. Встреча закончилась 1:1, соперник еле «отскочил».
В первом стыковом матче с «Мюнхен-1860» «Регенсбург» сыграл вничью 1:1 на своем поле, но после того, как команда Херрлиха выиграла на выезде 2:0 (мюнхенцы отправились в третью лигу, а «Регенсбург» шагнул во вторую), самый бескомпромиссный игрок соперников Штефан Айгнер сделал удивительное по своей искренности признание: «За все 180 минут ни разу не возникло ощущения, что мы можем обыграть эту команду. «Регенсбург» с самого начала был на уровень, а то и на два выше нас. Даже если мы атаковали, у них на каждом участке поля было преимущество, а в любой ситуации имелось решение».
Любой тренер может заявить о своей философии в газетах, но не каждый способен в силу характера претворить ее в жизнь. Херрлих получил воспитание не одной лишь жестокой природой — он был членом той самой «Боруссии», что в 1997-м побила в финале Лиги чемпионов «Ювентус» только потому, что Заммер, Ройтер, Меллер, Колер и Херрлих были командой, объединенной общей идеей, которую без преувеличения можно назвать навязчивой. Ориентироваться на что-либо другое новому тренеру «Байера» просто нет смысла: именно во многом благодаря его настойчивости в Леверкузене снова объединились братья Бендеры, способные, по мнению Херрлиха, не только зажечь команду, но и залить бетон для такого моста, который не сорвет первым же паводком. Его предшественник Рогер Шмидт был прекрасен в своем безумии, но такие герои, как правило, сжигают сами себя. «Мы также намерены продолжать играть в атакующий футбол. Но не постоянно», — обещал Херрлих перед началом сезона. Футбол «Байера» сейчас действительно более «фасеточный». Правило «ни шагу назад» более не действует — «Байер» более гибок и старается брать паузы на аритмию и подготовку атак. Собственно, об этом говорит куда меньшее, чем при Рогере Шмидте, игровое время Карима Бельараби.
Тем не менее, гейзер, взрываясь, доставляет на поверхность земли много минералов и драгоценных пород. Шмидт незадолго до расставания с Леверкузеном заставил школьника Кая Хавертца узнать, что такое играть в бундеслиге в перерыве между уроками. Правда, начинал 17-летний парень в «Байере» (интересно, как выглядит сейчас его зубная щетка?) ближе к флангу, а Херрлих решил сделать его чуть ли не свободным художником. В Менхенгладбахе Хавертц подобрал все шансы, какие можно, превратив трудный матч без ясных перспектив в гала-шоу «Байера». Херрлих лишь попросил в перерыве жестче обращаться с безоглядными подключениями крайних защитников соперника — Вендта и Эльведи.
Разумеется, все эти оперативные идеи могли оказаться ненужными, если бы «Боруссия» в первом тайме не разбазарила пол десятка моментов, а за минуту до неудачной игры вратаря Зоммера на выходе, после чего счет стал 1:1, не упустила еще один шанс. «Байер» еще пока слишком «текуч», чтобы претендовать на мгновенное возвращение в Лигу чемпионов. В каких-то матчах лишь класс игроков позволяет компенсировать несыгранность. В Гладбахе в первом тайме хозяева смотрелись монолитом рядом с песчаной шрапнелью. 5:1 — это аванс, который должен сработать во имя уверенности новой команды со своим лицом. Чужой тренер Дитер Хекинг встретил результат с изумлением расстрелянного в спину, который даже не понял, отчего умер. Но «Регенсбург» Херрлиха в середине прошлого сезона тоже был всего лишь симпатичной командой из середины таблицы, чередовавшей захватывающие матчи с глупыми падениями в лужу. Когда тренер не боится, остается только запастись терпением. И заранее заготовить удивленное лицо.
Также в туре
В сражении последнего с предпоследним победитель остался не выявленным: «Кельн» сыграл на своем поле вничью с «Вердером» 0:0, нападающий хозяев Гюрасси не использовал пять голевых моментов, включая ситуацию с ударом с двух метров на последних минутах. Проклятие «Кельна» продолжает давить: за 30 минут до стартового свистка травму на разминке получил перуанский голеадор Клаудио Писарро, вместо которого и вышел Гюрасси.
Главная драма разыгралась в понедельник: спортивный директор Йорг Шмадтке отказался «сдавать» тренера Петера Штегера и покинул «Кельн». Именно Шмадтке, в течение четырех лет помогавший «козлам» делать шаги только вперед, определил себя виновным в неудачном трансфере лучшего форварда прошлых лет Антони Модеста в Китай. «Кельн» в итоге заработал 37 миллионов евро, но сам француз признался, что не хотел покидать клуб, а всего лишь просил немного увеличить ему зарплату.
После 9 туров «Кельн», за который выступает игрок сборной России Константин Рауш, идет на последнем месте с 2 очками и 2 забитыми мячами…