В последние годы РФС большое значение уделяет развитию детского футбола. О программе «Построим детям стадион» сказано-пересказано, кроме того, наиболее успешные школы получают статус региональных центров, ну а об Академии имени Коноплева сегодня знают все. За короткие сроки в Тольятти успели подготовить многих хороших игроков, самый известный из которых — Алан Дзагоев из ЦСКА, он играет в первой сборной России.
Разумеется, чтобы успешно развивать процесс подготовки собственных кадров, необходимо многое: стабильное финансирование, современные поля и методики, квалифицированные кадры… Всего и не перечислишь. В случае чего есть с кем посоветоваться. Например, с бывшим форвардом нижегородского «Локомотива», московского «Динамо» и сборной России Дмитрием Черышевым, уже три года плодотворно работающим тренером детской команды мадридского «Реала».
Рауль и Касильяс интересуются делами мальчишек
— Чтобы попасть в школу «Реала», нужны две вещи: огромное желание и талант, — рассказал Черышев корреспонденту «Спорта». — Желательно, чтобы мальчишка выделялся среди сверстников. Имел, скажем так, какую-то изюминку. Заниматься у нас начинают ребята с 8–9 лет. Естественно, их просматривают перед тем, как принять в школу, но отбор не бывает слишком жестким — это же ведь совсем дети.
— Говорят, тренеры юношеских команд «Королевского клуба» выступают еще и в роли селекционеров?
— Не совсем так. Просто перед тренерами всех возрастов стоит задача брать на заметку наиболее одаренных ребят из других команд. Мы же постоянно играем с разными соперниками. Сами понимаете, все, кто выходит против «Реала», стараются показать себя. Это позволяет рассмотреть в мальчишках их лучшие качества. Когда кто-то действительно привлекает наше внимание, сообщаем руководству клуба. То отправляет специалистов из селекционного отдела. Они внимательно просматривают кандидата, и если парень оправдывает ожидания, приглашают в «Реал».
— Наверное, то, что главная и детские команды тренируются на одной базе в Вальдебедасе, — огромный стимул для начинающих футболистов?
— Конечно! Правда, мы располагаемся немного подальше, но все равно общение звезд с ребятами происходит постоянно. Допустим, по субботам или воскресеньям мы обычно выезжаем на какие-нибудь игры, — автобус с «основой» «Реала» обязательно останавливается, игроки выходят, чтобы пожелать младшим успеха. Представьте эмоции мальчишки, когда к нему подходят Рауль или Касильяс, интересуются, как дела, как настроение. После такого у наших парней словно крылья вырастают. Они готовы выходить на поле и рвать соперника в клочья. С самого юного возраста здесь каждому воспитаннику внушают: «Мы «Реал» — самый великий клуб в мире!»
В системе «Реала» все распланировано до минуты
— В завершившемся сезоне вы тренировали уже совсем взрослых — 14-летних футболистов. Доводилось встречаться с российскими сверстниками?
— К сожалению, нет. Хотя, не скрою, было бы интересно сыграть с соотечественниками.
— В России существуют просто детско-юношеские школы и школы при клубах. В Испании какая форма более популярна?
— Разумеется, при клубах. Есть школы, которые открыли сами футболисты или бизнесмены. Но, знаете, если нет первой команды, ребята будут изначально лишены какого-то стержня. Когда ты тренируешься, чтобы стать игроком конкретного клуба, — это одно. Совсем другое — тренироваться просто ради того, чтобы потом стать спартаковцем, динамовцем или армейцем. Просто здорово, что в России появились такие школы, как академия имени Коноплева, которая находится под патронажем Романа Абрамовича. Там все устроено замечательно, но из-за отсутствия главной команды в Тольятти пришлось Академии заявить две команды на первенство во второй дивизион. Чтобы воспитанники и выпускники могли играть, набираться опыта и попадать в поле зрения селекционеров клубов премьер-лиги.
— С финансированием у школы «Реала» наверняка все в ажуре. А какова инфраструктура?
— До 14 лет ребятам не рекомендуется заниматься на тренажерах, поэтому тренажерных залов всего два — один для главной команды, второй — для «кантеры». На базе три синтетических поля, еще два поля для игры семь на семь, плюс два поля, на которых занимаются вторая и третья команды, и три поля для основного состава «Реала».
— Случается, что приходится ждать, когда освободится газон?
— Нет, что вы! Все заранее расписано. У нас, например, в минувшем сезоне тренировка начиналась в 18.45, а у 15-летних — в пять вечера. Мы приходили и сразу начинали тренироваться — поляна к назначенному времени бывала свободна.
Хочу, чтобы сыну сопутствовала удача
— Дмитрий, как дела у вашего сына Дениса?
— Спасибо, нормально. Тренируется, играет за свой возраст (Черышеву-младшему в декабре исполнится 17 лет. — «Спорт»).
— Собирается остаться в «Реале» или будет искать другой клуб?
— «Реал» — интересная команда, здесь выступает очень много звезд европейской и даже мировой величины, поэтому собственным воспитанникам сразу попасть в первую команду довольно-таки тяжело. Вот сейчас вернули Негредо из «Альмерии» и Гранеро из «Хетафе». То есть для того, чтобы заслужить место в составе, иногда нужно уйти и доказать состоятельность в другой команде. Тем не менее у каждого человека всегда есть шанс. Считаю, что в школе «Реала» собраны ребята с большим будущим. Но нужно, чтобы им немного сопутствовала удача.
— Вы наверняка знаете, что в России есть фан-клуб «Реала». Приходилось контактировать с российскими болельщиками «сливочных»?
— Как раз на днях руководитель этого клуба Антон Галкин приезжал в Мадрид, мы с ним провели две недели. Очень рад, что и у нас в стране болеют за «Реал».