Помощник Гуса Хиддинка Андрей Гордеев не летал в Швейцарию на матч «Анжи» с «Янг Бойз» — наверняка готовил какой-то тактический, а может быть, психологический сюрприз для зенитовцев к понедельнику, когда махачкалинцы и питерцы проведут на «Петровском» заключительный матч первой части сезона. Поделиться со «Спортом» этими секретами Андрей Львович, конечно, не захотел, но с удоволь ствием проанализировал игру «Анжи» в Швейцарии, рассказал о возможном переезде команды из Кратова, а также сделал вывод, что основные неприятности «Зенита» уже позади.
Выполнял секретное задание
— Андрей Львович, насколько я понимаю, вы не летали с командой в Швейцарию? По какой причине?
— Да, не летал, потому что у меня было специальное задание.
— Секретное, конечно?
— Разумеется, именно так! (Смеется.)
— Тем не менее какие эмоции после поражения от «Янг Бойз»? Больше негативные или, раз задача выхода в весеннюю стадию выполнена, то, значит, все в порядке?
— Игра остается игрой, и я не могу сказать, что сейчас преобладают сильные позитивные эмоции. Другое дело, мы понимали, что основная наша задача действительно выполнена, так что не могу сказать, что поражение доставило много негатива. В большей степени этот матч был хорошей подготовкой к игре с «Зенитом».
— Против психологии не попрешь — в условиях решенной задачи полностью отдаваться игре тяжело…
— Мне тяжело сказать, но я думаю, что пресловутая психология наверняка сказалась. К тому же «Янг Бойз» очень непростая, интересная команда, и игра получилась достаточно сложной. Она могла сложиться по-разному. Но тут, наверное, сыграло роль то, что выигрывает тот, кто больше хочет. В этой ситуации такое как раз применимо.
— И ведь не скажешь, что «Анжи» экономил силы в этой встрече, играл-то основной состав.
— А это и невозможно, вы абсолютно правы! Нельзя экономить силы, выходя на официальный матч. Это абсолютно исключено, поскольку чревато многими вещами. Другое дело, все равно внутри присутствует какое-то чувство, что сто процентов своих возможностей ты можешь выдать, а вот сто десять, то есть сыграть через не могу, уже не можешь — есть какой-то внутренний барьер. Но, повторюсь, ни о какой экономии сил речи не шло.
Хиддинк получает удовольствие
— Вы готовы подвести итоги первой половины сезона? С учетом выхода в весеннюю стадию еврокубков и лидирующих позиций во внутреннем чемпионате вы должны быть довольны?
— Знаете, первая половина ведь еще не закончена, давайте на этот вопрос я отвечу вам после матча с «Зенитом». Потому что перед таким важным матчем сложно говорить, удовлетворен ты промежуточными итогами или нет. У нас впереди еще дело, большое дело, выполнив которое можно будет что-то анализировать. Надо дождаться окончания.
— Неужели одна игра с «Зенитом» может принципиально поменять ваше мнение о выступлении за несколько месяцев?
— Принципиально, наверное, вряд ли, но то, что этот матч для нас очень важен, — это очевидно. Точно так же, как и для «Зенита».
— На прошлой неделе Гус Хиддинк заявил в интервью, что вроде бы готов в ближайшее время закончить работу. Вы верите, что он действительно может уйти на пенсию?
— Мы все с очень большим уважением относимся к Мистеру и понимаем, что, даже несмотря на свой возраст, он владеет ситуацией, владеет процессом и, по-моему, может дать фору кому угодно. Ну а решение все равно всегда останется за ним, мне трудно это как-то комментировать. Но я вижу, что сейчас он получает огромное удовольствие от работы, а в нашем деле это, наверное, основное. Понимаете, здесь зарыт такой парадокс: тренерская профессия — очень сложная, полная стрессов, каких-то неожиданностей, каких-то обидных ситуаций. И получать от этого всего удовольствие под силу не каждому, а только большим личностям, большим тренерам. Мистер до сих пор получает от этого удовольствие, а лично для меня это очень важный показатель.
— Буквально вчера пришла информация о том, что «Анжи» может сменить место дислокации с Кратова на центр Москвы. Как вы к этому относитесь? Наверняка ведь привыкли к этой базе…
— К Кратову я действительно привык! (Смеется.) (Андрей Гордеев работал главным тренером ФК «Сатурн», чью базу сейчас занимает «Анжи». — «Спорт»). Меня многое связывает с этим местом, да и база там очень хорошая. Но пока у меня нет конкретной информации, куда мы переезжаем. Думаю, место еще не определено. Но полагаю, это связано с тем, что в Москве огромные пробки и столько перелетов и переездов для команды очень сложно. А что такое передвижение по столице сейчас — мне вам не надо объяснять. Не хотелось бы терять много времени, стоя в пробках.
Матчей без зрителей быть не должно
— Наконец мы подошли к грядущей игре с «Зенитом». Как настраиваетесь перед визитом в Санкт-Петербург, какие мысли?
— Да даже не настраиваемся, просто готовимся к матчу. Все понимают, что это последний матч года и что мысли в какой-то степени могут где-то рассеиваться, но ни в коем случае нельзя позволять себе таких чувств. Нас ждет один из самых важных матчей, один из самых сложных, и я думаю, всем он интересен — и болельщикам, и специалистам. Что же касается «Зенита», то он всегда был и остается сейчас одним из самых главных конкурентов, одним из важнейших соперников. Поэтому я жду очень бескомпромиссной встречи, полагаю, она должна получиться.
— Питерский клуб всю осень раздирали скандалы — это и история с Денисовым и Халком, и петарда в Химках, КДК, теперь вот Халк поругался со Спаллетти… Как вы думаете, этот постоянный негатив вокруг «Зенита» может сыграть на руку «Анжи»?
— Такие вещи на самом деле естественны, и к ним надо относиться спокойно. Что в общем-то и делают клуб и тренерский штаб «Зенита». Полагаю, основные сложности питерцев уже позади, что и показывают последние матчи команды. То есть удачная конвертируемость сложных ситуаций в нужное русло приносит свои плоды. И ни о каких скидках для «Анжи» тут речи быть не может — «Зенит» был, есть и остается грозным конкурентом. Да, возможно, интегрирование новичков в команду проходит не так гладко, как хотелось бы, но с другой стороны, чего-то другого сложно было ожидать, когда речь заходит о таком большом клубе, как «Зенит». Полагаю, там все гораздо спокойнее внутри, чем нам это кажется снаружи.
— Матч на «Петровском» пройдет без зрителей. Вам доводилось принимать участие в подобных играх?
— Да, если мне память не изменяет, я участвовал в игре «Анжи» — ЦСКА, которая также проходила без зрителей. Эмоции? Думаю, такого быть не должно. Да, мы должны нести какие-то наказания, какую-то ответственность, но нужно наказывать как-то иначе. И футболисты, и тренеры, и зрители страдают из-за каких-то двух человек, которых и болельщиками-то назвать сложно. Потому что энергетика, сама атмосфера матча, конечно, совсем другая. Я смотрел игру «Зенита» с ЦСКА. Она больше получилась такой тактической. С психологической точки зрения атмосфера встречи точно потеряла, какого-то куража не было, это однозначно.