Трагедия «Москвы» разделила футбольное сообщество не на два даже, а на несколько лагерей: от ярых сторонников ликвидации («Да кому она вообще нужна?») до учинивших голодовку фанатов. Умеренно сочувствующей, полностью безразличной и саркастической публики тоже хватает. Вот и повод для редакционного ринга нарисовался...
Свято место
Мнение Ивана Жидкова
Убежден в этой мысли, и с каждым прожитым месяцем, а то и неделей, пополняю ряды соратников: в России невозможно быть вежливым и улыбчивым. В большинстве случаев если ты общаешься с кем-то, от кого тебе что-то нужно, и при этом употребляешь фразы вроде «извините, пожалуйста», «не могли бы вы» или «могу ли я вас попросить?», тебя тут же сочтут либо психом, либо гомосексуалистом. Проще говоря, за счет простых рубленых определений тебя зачислят в «слабаки». Напротив, если для ускорения процесса общения и повышения эффективности результатов начнешь употреблять ненормативные выражения или просто дурацкие обращения типа «слышь» или «любезный», добьешься нужного результата невероятно быстро.
Иными словами — эволюционно, по-европейски здесь не прокатит. Либо плыть по течению, либо революционировать. Футбол, конечно, не исключение. И если положить руку на сердце, то единственный вариант поставить его на правильные рельсы — это расколошматить всю существующую систему вдребезги. Тем более, что и стараться особо не надо — вон клубы сами посыпались, как тростниковые хижины во время оползня.
Давайте честно: кризис Россию — если брать, конечно, зажиточные слои населения, а не совсем уж неимущих — затронул в гораздо меньшей степени, чем Европу. По всему континенту футбольные клубы вопят о помощи, сокращают зарплаты и прочие расходы, берут свободных агентов и делают все, что можно, чтобы избежать гибели. Но самое интересное, что избегают! Много ли вы видели в последнее время сообщений о том, что клуб закрывается? На память приходит разве что бельгийский «Мускрон» — малюсенькая составляющая футбольного организма, никогда не имевшая шансов сильно повлиять на его репутацию.
А у нас — понеслось. «Томь», «Крылья Советов», «Москва», еще пара клубов, в которых пока не спешат публично паниковать. Стоит выбить из-под такой футбольной организации одну сваю, как летит ко всем чертям все остальное. Хочется жестоко бросить вслед: «Туда вам и дорога»! Причем не тренерскому штабу, не игроками, не персоналу, которые ни в чем, собственно, не виноваты, а тем, кто слил бюджетные денежки в песок, а потом выходит на паперть и начинает нудно скулить: «Пода-айте нищему десять рублей на тарелочку щей…».
Самое смешное, что подают. Даже премьер только что, отвлекшись на пару секунд от более серьезных дел, выдал вполне конкретное резюме. Дескать, «расходы должны находиться на уровне здравого смысла, но должны быть достаточными для того, чтобы клуб оставался на высоких позициях». Довольно-таки интересная формулировка, поскольку в российском футболе никто не сможет ответить на вопрос, что есть «высокая позиция» для такого клуба, как «Крылья», и уж, тем более, «что такое доходы на уровне здравого смысла». А «Томь», к примеру, претендовала в прошлом году на высокие позиции, раз ей в итоге подкинули кусок пенопласта, чтобы не утонула? Не проще ли было нашим властям «пристрелить» раненных из-за собственной бездарности и, таким образом, дать понять, что футбол — действительно социальный проект, а не просто идеальная кормушка и синекура?
Увы, настоящие революции никогда не бывают бархатными. И справедливости в них, вопреки прокламациям, нет ни малейшей. А вот двойных стандартов — сколько угодно. Самое яркое доказательство — судьба клуба ФК «Москва», который, почему-то, несмотря на высокий уровень выступлений последних лет, никто не захотел более одаривать финансами «на уровне здравого смысла». Несмотря на то, что как раз в этом-то клубе работали настоящие фанаты своего дела, как ни высокопарно это звучит. Кто-то верил, что приведет маму на футбол, кто-то считал с умилением, каждый год, как на сотню человек растет средняя посещаемость «Эдика», кто-то искал интересных футболистов, кто-то вкладывал всю тренерскую душу в работу с неказистыми по именам, но амбициозными людьми. Разумеется, святость там если и исходила, то преимущественно от незаметных героев. Но и они пали жертвой революции. Потому не призываю лить кровь. Хотя и футбол на песчаных ногах смотреть неинтересно.
Спаленная пожаром
Мнение Константина Столбовского
Хотелось до недавних пор думать, что российский футбол в социальном плане достаточно защищен. По крайней мере, на общем фоне. По крайней мере, его элита (или то, что под элитой подразумевается). По крайней мере, та ее часть, что давно и прочно легла под большой бизнес. Но вот срубили под самый корешок ни в чем не повинную «Москву» — и снова мы говорим о колоссе на глиняных ногах, возвращаясь вместе с этой философией во времена дикого капитализма.
Публичная казнь «Москвы», если посмотреть в корень вопроса, — пугающее явление. Во всей этой темной истории нет ни капли логики, ни грана здравого смысла, ни намека на экономику, бизнес, рентабельность и прочие умные штуки, уж не говоря об интересах простого норильского народа, на которые не устает ссылаться руководство «Никеля».
Стоит, пожалуй, поразмыслить над самой постановкой темы. Прикинуть, что тут к чему и почему. В этом смысле (в сравнительном) очень кстати подвернулись тотально нищие «Крылья Советов», ни разу из премьер-лиги не вылетавшие и высосавшие, таким образом, из закромов Родины денежек на порядок больше, чем «горожане». Почему министр спорта Виталий Мутко еще на заре развития проблемы сказал, что «Крылья» будут спасены, а «Москва» вряд ли? Почему премьер-министр России Владимир Путин спасает «Крылья» прилюдно, под прицелом телекамер, а про «Москву» даже намеком не вспоминает?
Что такое? В чем между ними разница? Мы о профессиональном футболе вообще говорим? Об участниках еврокубков, являющих собой лицо державы, или о чемпионах колхоза по лапте?
Нет-нет, я понимаю: страдания добрых самаритян, не мыслящих жизни без Леилтона с Лобосом, не дают властям покоя. Системообразующий «АвтоВАЗ» без «Крыльев» сразу встанет и принесет государству убытков не 1,2 миллиарда долларов, как в 2009-м, а все 2,4. Норильску же «Москва» по барабану. В Норильске, в конце концов, есть мини-футбол. Но убейте меня поленом, если искомые 10–15 миллионов долларов, о которых шла речь в контексте спасения «Москвы», первый встречный олигарх, заглянувший по делам в Кремль, не вытащит из заднего кармана брюк. Если его, конечно, об этом вежливо попросят.
Не попросили. По каким-то причинам — взяли и не попросили. Отсюда вывод: убийство «Москвы» — сугубо политический проект, и вот вам одна безумная версия (не более, впрочем, безумная, чем сама по себе история убийства). Слушайте: пока рулил Александр Геннадиевич Хлопонин Красноярским краем (а «Никель» платит свои налоги в местный бюджет) — никто и пикнуть против существующей системы распределения денежных потоков не смел, а едва только хозяин уехал полпредом президента в новообразованный Северо-Кавказский федеральный округ — махом пошла дележка. «Москва» попала под никелевый нож, потому что нет у нее другой «крыши». А баскетбольный ЦСКА, например, не попал, потому что там Министерство обороны и Генштаб где-то недалеко — имиджево рядом, по крайней мере. И команду премьер-лиги, так уж вышло, отправили бандеролью с пометкой «срочно» вслед уехавшему Хлопонину (только называться она теперь будет не «Москва», а «Алания»). Пусть теперь думает, кого на Кавказе за дойки дергать, а в Красноярске и самим мало.
Это была бредовая версия, а вот прямая аналогия: снос знаменитого на весь мир поселка «Речник», который вдруг взял и намозолил глаз кому-то очень важному. Кому-то, кто не постеснялся вызвать в центр мегаполиса экскаваторы, телевидение, милицию — и давай крушить дома, не уставая заботиться о том, чтобы у акции был достойный пиар. Снос «Москвы» произведен ровно в таком же темпе, ровно так же безголово, бездарно, бессмысленно и беспощадно. На потеху сторонней публике.
Казнь «Москвы», повторюсь, — пугающее явление. И давайте не забудем, что «щепками» в этом вопросе оказались не только футболисты одной из самой интересных команд России, работники клуба и немногочисленные (пока) болельщики, но и премьер-лига в целом. Хотя бы потому, что ей теперь переверстывать бюджеты, корректировать микроциклы и уточнять календари.