Гус Хиддинк работает главным тренером сборной России уже год. Срок вполне достаточный, чтобы – пусть и штрихами – обозначить основные моменты деятельности голландского специалиста
Особый статус
Его постоянно хвалят за то, за что любого российского тренера давно бы сровняли с землей. Попробовал бы кто-то из предшественников Хиддинка заставить РФС оперативно поменять давно выбранное для проведения тренировочного сбора место дислокации или же переселяться накануне игры из «Бора» в пятизвездную гостиницу в центре Москвы. «Зажрались», «нужно экономить», «обойдетесь» – самые, наверное, мягкие выражения из тех, что адресовали бы Романцеву, Газзаеву или Семину.
А что бы они услышали, сыграй сборная под их управлением так, как она сыграла недавно в Загребе! Хорватия смяла россиян, не позволяла им поднимать голову, и только чудо из трех составляющих – самоотверженности обороны, уверенности вратаря и везения – уберегло гостей от разгрома. Даже в португальском матче при Ярцеве (1:7) у России какая-то контригра просматривалась. В Хорватии ее не было вовсе. Хиддинк тем не менее получил порцию похвалы за тактическую рассудительность, за трезвый подход к проблеме, за непонятно на каком участке поля обнаруженную сыгранность…
Когда прежде – до Хиддинка – сборная играла неважно, виновным всякий раз объявляли тренера. Сейчас при той же невнятной игре со сколько-нибудь серьезными соперниками тренер выглядит фигурой, все предусмотревшей; вот только игроки его масштабности не соответствуют.
Он постоянно декларирует, что в сборной будут играть только постоянно выступающие в чемпионате футболисты, но в то же время привлекает в национальную команду дублеров (Ребко, Таранова) и тех, кто в своих клубах сидит на скамейке запасных.
Верный выбор
Если действительно у Хиддинка был выбор – Австралия, Англия или Россия, – то он, стоит признать, правильно поступил, согласившись на Россию.
Можно было, конечно, и со сборной Австралии проводить все необходимые мероприятия в Европе, но нет смысла работать с командой, которой еще не скоро предстоит участвовать в отборе к чемпионату мира, да и не факт, что подфартит так же, как в стыках с Уругваем.
В Англии любой тренер, тем более иностранец, с утра до вечера «под прожекторами» прессы. Не каждому это постоянное напряжение по душе. Не каждый его способен выдержать. В Англии ежедневно давит ответственность за результат. Там Хиддинк вряд ли смог бы философствовать на тему возможного непопадания на чемпионат Европы в пользу строительства новой команды.
В России для Хиддинка все сошлось. Хороший заработок. Родная страна – рядом. Ответственность – минимальная. Попадет сборная на Евро-2008 – значит, тренера наконец-то подобрали стоящего. Не попадет – тренер ни при чем: посмотрите, с кем приходится работать...
Россия для Хиддинка – своего рода Африка. Туда выписанные из Европы тренеры сборных летают, лишь когда не лететь невозможно: в преддверии матчей. Хиддинк поступает точно так же.
Четкие границы
Иногда он приезжает на матчи чемпионата России, проводя затем совещания тренерского штаба. Но увидеть Хиддинка можно только в Москве – и далеко не на всех, даже ключевых, играх первенства. Он может позволить себе пропустить и матчи ведущих наших клубов в еврокубках, потому что в эти же сроки комментирует европейские игры для голландского ТВ.
Впрочем, нет ничего страшного в отсутствии Хиддинка в России (хорошо, если за год он в общей сложности пробыл здесь месяца три). Голландец выполняет работу в соответствии с контрактными обязательствами, и никому, полагаю, не должно быть дела до того, где и как он проводит время, свободное от тренировочного процесса и подготовки к матчам. Нет никакой разницы, в Голландии или в России он просматривает записи игр и разрабатывает стратегические и тактические планы. Нет, скорее всего, нужды бывать голландцу и на матчах всех туров чемпионата России. На то есть помощники, докладывающие боссу, что интересного им довелось увидеть, и снабжающие его видеозаписями.
Но в сложившейся ситуации нелепы постоянные разговоры об озабоченности Хиддинка развитием российского футбола, о его желании выстроить систему деятельности сборных – от юношеской до первой – и внести вклад в составление методик для тренеров. Не стану, разумеется, утверждать, что Хиддинку вовсе неинтересно, что происходит в российском футболе. Замечу лишь, что он благодаря выверенным контрактным пунктам хорошо осведомлен о границах «своей территории» и не намерен границы эти нарушать.
Тактика
Россия – Хорватия – 0:0
В своем первом официальном матче Гус Хиддинк пробовал сварить кашу из топора. Список травмированных был так велик, что тактические изыски следовало отложить до лучших времен. Из обозначенных тогда идей до сегодняшнего дня дотянули немногие. Самая живучая: Семшов – опорный полузащитник. Он должен и отбирать мяч, и начинать атаки. Роль форварда-«столба» исполняли поочередно Павлюченко и Погребняк. Со временем вера в габаритного форварда улетучится, как и некоторые фамилии из списка «сборников». Алдонин и Измайлов – в них Хиддинк верил лишь некоторое время. Матч с Хорватией получился для тренера во всех смыслах ознакомительным. Это было время, когда граница между идеями Хиддинка и «списком Бородюка» еще не размылась. Сборная России не показала внятного футбола, оставив массу вопросительных знаков.
Россия – Израиль – 1:1
Глядя из сегодняшнего дня, Хиддинк, наверное, сильно перекроил бы состав на тот матч. Он почему-то отказался от Семшова, выпустив сугубо оборонительного Смертина, а впереди дал поиграть двум «левым» – Жиркову и Билялетдинову. При этом сборная провела несколько показательных быстрых атак и даже забила мяч. Но потом одна вынужденная замена и одна сумасбродная (Измайлов вместо Погребняка) не позволили России сохранить нити игры. Похоже, Хиддинк еще не выработал генеральную линию, по которой следует строить новую сборную. Это был опыт проб и ошибок, разочарований и пересмотра взглядов. Все свои команды Хиддинк выстраивал, будто часовщик, четко понимая, как одна деталь будет взаимодействовать с другой. Обрести эту четкость в России бывалому Хиддинку оказалось труднее, чем в других странах.
Россия – Эстония – 2:0
К третьему матчу неизменность обрела только оборона. Армейской тройке был призван помогать Анюков, которому давались чуть более широкие полномочия в игре справа. Впереди Хиддинк по-прежнему искал что-то новое. Против эстонцев он решил сделать ставку на быстроту и легкость. Креативная роль отводилась Титову, остальным нужно было активно двигаться. Но изначальный план сработал лишь отчасти. В стартовом сочетании сборная не забила, зато прилично измучила соперника. Голы пришлись на второй тайм, когда Хиддинк утяжелил атаку Погребняком и отправил в бой Сычева. Эта игра стала для тренера в чем-то переломной. До сей поры он присматривался и оценивал. И вот настало время первых выводов. На Алдонина, Смертина и Лоськова Хиддинк больше не рассчитывал, зато в сборную стали вызываться Ребко и Торбинский. Тренер громогласно объявил, что надо верить в молодежь.
Македония – Россия – 0:2
В Македонии, которую все боялись, Хиддинк выпустил ультраатакующий состав. Всего один опорный и три защитника. Эта как раз те командные контуры, которые тренер пробовал очертить. Армейская тройка обороны (здесь – Колодин вместо травмированного Игнашевича), быстрые края, мобильная полузащита и атака, где Аршавин – главная персона. Форвард «Зенита» – тот человек, которому Хиддинк безоглядно доверяет на протяжении всего периода своей работы. Универсальность такой схемы в том, что она же может быть и оборонительной. При минимальной корректировке. Правда, в Македонии сборная думала только об атаке. Россия смяла соперника скоростью и импровизацией.
При этом Хиддинк научил сборную коллективному отбору. Накрывать Македонию удавалось на ее половине поля, и в прессинге участвовали все без исключения игроки. От Аршавина до Быстрова.
Эстония – Россия – 0:2
Выбранным курсом Хиддинк пошел дальше. Против Эстонии все силы были брошены в атаку. Торбинского тренер рискнул сделать центральным хавбеком, а набравшегося уверенности в «Севилье» Кержакова выпустил вместо излюбленного «столба». Россия рассчитывала на быструю комбинационную игру, и расчет этот полностью оправдался. В роли опорного дебютировал Зырянов, и отныне он завсегдатай сборной. 3-5-1-1 – вот на такой расстановке остановился Хиддинк. Теперь это штатная схема сборной, функции в которой распределены четко и ясно. Могут меняться фамилии и возникать поправки на индивидуальность, но в целом картина обрела контуры.
Хорватия – Россия – 0:0
Против такого мощного соперника, как Хорватия, Хиддинк не спасовал. Он остался верен своей схеме и даже сделал Быстрова крайним форвардом. Но теория была бита практикой. Россия попала под сильнейший хорватский прессинг и выбраться оттуда так и не сумела. Атакующие планы рухнули. Приходилось обороняться. И снова делали это коллективно, подключая, когда нужно, самоотверженность.
В общем, выстояли. За год работы Хиддинк нашел оптимальную схему, научил сборную обороняться всей командой, нашел замены отколовшимся Смертину, Лоськову, Титову и Алдонину, подтянул молодежь, а также вселил уверенность в своем почти мистическом фарте.
В матчах против англичан России понадобится весь багаж обретенных при Хиддинке знаний и много-много удачи.