Есть мнение, что нынешний чемпионат России особо отличается своей непривлекательностью. Даже по сравнению с предыдущими сезонами. За редкими исключениями — вроде «Зенита» — команды не могут собрать на домашнем стадионе большого количества болельщиков. Арены пустуют.
Казалось бы, если любители футбола не хотят смотреть на свою команду воочию (может, холодно им или удобств не хватает), то они по крайней мере прильнут к экранам телевизора. Ан нет. Считается, что у отечественного футбола низкие телерейтинги. А подписчиков на платные телеканалы по сравнению с Европой и вовсе кот наплакал.
В чем причина? И как сделать так, чтобы футбол в России стал популярнее? Об этом корреспондент «Спорта» побеседовал с коммерческим директором ФК «Зенит» Дмитрием Манкиным.
«Петровский» простаивать не будет
— Дмитрий, для начала вот какой вопрос: как вы думаете, будет ли новая арена «Зенита», рассчитанная почти на 70 тысяч человек, заполняться под завязку?
— Давайте все-таки подождем, когда стадион будет достроен. Когда команда окончательно переберется на него, чтобы проводить домашние встречи. Пока говорить о каких-то конкретных вещах рано.
— Что будет с «Петровским» после того, как команда переедет?
— Прежде всего стоит отметить, что «Петровский» принадлежит городу. Так что решение будем принимать, конечно, не мы, а администрация Петербурга. Нельзя забывать, что помимо матчей «Зенита» на арене проходят еще и легкоатлетические соревнования. В общем я не стал бы беспокоиться за судьбу «Петровского» — он будет использоваться по своему прямому назначению.
— Какую часть доходов клуб получает за счет коммерческой деятельности на стадионе?
— О цифрах говорить не буду. Но деятельность вообще довольно успешна. Реализуем фирменную продукцию, программки и прочее. А вообще сейчас у клуба много других направлений. Например, подписываем множество контрактов с крупными компаниями. Из последних можно отметить сделку со шведским строительным концерном NCC. Они построят для нас крытый манеж на базе.
Попасть в десятку
— На Западе, особенно в Англии, Германии, огромную часть доходов клуб получает от телетрансляций. Как с этим дела обстоят у «Зенита»?
— Объясню подробно. В России продажа прав на телетрансляции осуществляется централизованно. Этим занимается РФПЛ. Кстати, не только у нас так происходит. Общепринятая практика, так делают и в Европе. Вообще ведь РФПЛ во многом для того и создавалась, чтобы реализовывать коммерческие права на различные футбольные медиапродукты.
— РФПЛ может продавать права на телетрансляции кому угодно?
— В этом сезоне, как вы знаете, пакет выкупила компания НТВ. Они показывают футбол на своих спутниковых каналах. Также две встречи каждого тура транслируются на «России 2». Что касается Кубка страны, по каждому отдельному матчу вопрос решается отдельно. Ну а игры с участием «Зенита» можно увидеть еще и по телеканалу «100 ТВ».
— Вообще можно ли говорить о том, что за последние годы вся эта индустрия в России шагнула вперед и движется к суммам, хоть как-то сопоставимым с той же английской премьер-лигой?
— Да, происходит модернизация. Все клубы заинтересованы в том, чтобы футбол в нашей стране смотрело как можно больше людей. Но до Англии, разумеется, нам очень далеко. Их лига заработала в текущем сезоне порядка полутора миллиардов долларов, итальянцы — почти миллиард. По сравнению с ними мы вообще ничего не зарабатываем. Россия, кстати, даже не входит в десятку лидеров в Европе по продаже прав на трансляции.
— Что нужно делать, чтобы в эту десятку попасть?
— Есть много вариантов. Первое — показывать футбол на центральных каналах. Причем в прайм-тайм. Некоторые думают, что это невыгодно. Но это неправильно. Мы знаем цифры. Если играют, например, «Зенит» со «Спартаком», то суммарная численность аудитории довольно велика. Она превышает даже матчи с участием «Барселоны», «Баварии», которые у нас показывают некоторые каналы. Для россиян центральный матч российского чемпионата интереснее, чем встречи европейских первенств, пусть даже там играют топ-команды. А вообще в нашей стране людей, которые смотрят футбол, не меньше, а может быть, даже больше, чем в Испании или Германии.
— Вы сказали, что нужно показывать российский чемпионат по центральным каналам. Что еще можно делать, чтобы привлечь зрителя?
— Думаю, сделать хорошую часовую или полуторачасовую передачу по типу обзора тура, которую тоже запустить на одном из ведущих каналов. На Первом, например. Такая программа собрала бы болельщиков всех клубов у телеэкрана. Аудитория будет очень большой! По рейтингу хороший обзор тура превзошел бы любой сериал, ток-шоу. Опять же это мировая практика. А вот трансляции большинства матчей первенства страны разумнее показывать на кабельном телевидении.
Продажа прав — толчок к развитию футбола
— Но ведь у нас люди не смотрят кабельные каналы. По сравнению с Италией, например, подписчиков как минимум в десять раз меньше. Это при том что численность населения в два с половиной раза больше…
— Уверен, если предложить хороший продукт, люди будут смотреть кабельное. Давайте посчитаем. У нас в стране 45 миллионов человек — потенциальные телезрители матчей. Они любят футбол и с удовольствием смотрели бы его. Пусть хотя бы половина из них подпишется на платные каналы.
— Но ведь это дорого для наших не особо богатых людей?
— Значит, нужно установить сумму, которую большинство готовы были бы отдать. Например, 80 рублей в месяц. А теперь умножьте 80, например, на 20 миллионов. Выйдет приличная сумма. И это только за месяц! Собранные деньги позволили бы реально улучшить положение дел в нашем футболе. Наладить инфраструктуру, влить приличные финансы в детско-юношеский спорт.
— Приблизиться к выгоде от продажи прав на трансляции к той же Англии все-таки реально?
— Пока есть определенные технические проблемы. В России очень много операторов кабельного телевидения и нет какого-то одного крупного игрока. Договориться с ними со всеми нереально. А если говорить об НТВ-Плюс, то у них подписчиков никогда не будет так много, как хотелось бы. Почему? Дело в том, что спутниковое телевидение создано не для городов, где гораздо удобнее и дешевле кабель, а, например, для дачных поселков, курортных районов. А для обычного городского жителя спутниковое ТВ — все-таки роскошь. Антенна стоит дорого, нужно покупать другие технические средства вроде ресивера и прочего добра.
— Давайте подведем итоги.
— Чтобы люди в России смотрели футбол по телевизору, необходимо показывать его дозированно на центральных каналах. В остальном прибегать к услугам кабельных и спутниковых компаний. Если все организовать правильно, в нашей стране продажа прав будет действительно прибыльным делом, и футбол в России благодаря этому станет развиваться гораздо быстрее.