После провальных Олимпийских игр тренеры сборной России приступили к решающей стадии еще одного турнира, где их команду рассматривают в качестве одного из главных фаворитов. Что ждет их с «Салаватом» в Кубке Гагарина, и чем может обернуться новая неудача — в рассуждениях комментаторов «НТВ-Плюс».
Гильотины наготове
Мнение Дениса Казанского
Выводя в очередной раз на школьной доске во время длительной педагогической практики фразу «Работа над ошибками», я думал, как здорово было бы получить от Бога возможность исправить свои ошибки, переписав жизнь с черновика начисто. Удивительно, но буквально на днях в мои руки попала книга Юрия Полякова, которая так и называется — «Работа над ошибками».
Вот прямая цитата: «А что, если б человеку, кроме основной жизни, давалась еще одна — для работы над ошибками? — мудро подумал я. — Тогда все свои просчеты и нелепицы можно обвести карандашом, подобрать однокоренные промахи и оставшееся до последнего звонка время наслаждаться переменчивым заоконным пейзажем. Но в том-то и штука, что мы совершаем ошибки и работаем над ними одновременно. Мало этого, исправляя одни глупости, мы тут же делаем другие. И так длится до конца, до последнего звонка, когда нужно сдавать свою единственную тетрадь…».
Как бы хотелось провести такую «работу над ошибками» Вячеславу Быкову и Игорю Захаркину, после недавних 3:7 (какие страшные цифры на самом-то деле, если посмотреть на них с точки зрения исторического календаря).
Но я уверен, что судьба, подарив им (конечно, с помощью невероятного их труда) два чемпионских титула, вручила с кубками и эдакий оберег. Он даст возможность БиЗу (две фамилии уже по отдельности никак не воспринимаются, так что разрешите легкую аббревиатурность) на уровне сборной реабилитироваться после (опять этот жуткий календарный контекст) 3:7.
Но есть один «диктант», который им никогда не дадут переписать. Как бы они не доказывали после свое знание, как бы не старались «заглянуть» в глаза учителю. Над их ошибками будут злорадствовать, радоваться им. Но самое страшное, что, видимо, это окажется справедливым.
Я говорю о возможном провале в «Салавате». Сразу оговорюсь, я не желаю этого, не пытаюсь предугадать исход плей-офф, и я точно не из тех, кто хочет попасть в «первые номера» с фразой «Вот! Я же говорил!! Я знал с самого начала, что так и будет!!!». Нет. Я просто хочу обратить ваше внимание, на то, что БиЗ вовлечены в очень сложную игру, ставка в которой — их карьера.
На площади Ленина в Уфе уже стоят гильотины. Они остались с прошлого года, механизмы смазаны и уже проверены.
Самое страшное для тренера — это требование сиюминутного результата. В случае его достижения, пожмут руку, да и все, пожалуй. Потому как вы сделали свою работу. А чего было в процессе больше: «вопреки» или «благодаря» — хозяев будет интересовать в пятнадцатую очередь.
Если же провал… Просто вспомните этот бурный роман, который в финале оказался дешевенькой беллетристикой, — «Салавата» и Михалева. БиЗ все прекрасно знают, но это тот случай, когда знание может оказаться во вред.
В плей-офф они будут под невероятным давлением. Во-первых, так далеко (разумеется, до финала), как рассчитывают в Уфе, они не «доезжали». Во-вторых, может, они и не услышат эту фразу, но в глазах хозяев, в случае беды, она мелькнет не раз: «За что же мы платим вам такие деньги». В-третьих, «за» БиЗа будет только Уфа, а «против» — вся Россия (ведь у нас сильных не любят, а сильных и богатых — терпеть не могут). Потому и на льду, и около него им будет тяжелее всех, и, конечно же, гениальному хоккеисту Быкову так и не представится шанс выйти и самому показать игрокам что значит хоккей (тем более что, слава Богу, пример оказался незаразным).
Им будут вспоминать совмещение постов в сборной и «Салавате» («Разве так можно? Мы же говорили и смотрите — ни Гагарина, ни Ванкувера»), неоднозначное увольнение из ЦСКА («Как же! Ведь было предложение, от которого нельзя отказаться. Погнался за длинным рублем»). Все вместе — это ли не путь на гильотину?
Отставка последует моментально. Я не удивлюсь, если еще по ходу провальной серии будут идти поиски преемника. Для нашей страны это нормально. Но дело и в бизнесе. Такой ход тоже будет логичен. Причем, в Уфе найдут иностранного спеца. На наших-то тренерах погорят. Разве хозяева команды будут неправы? Они не делали команду на перспективу. Они, может, и про «династию» не думали. Они делали команду-победителя. На сейчас. На этот год. До следующего дожить надо.
А победа… Ну что она? Их же за этим и позвали.
Штабные планы
Мнение Юрия Розанова
Время лечит. Хотя и не сразу и не совсем. Но все равно: как после любого несчастья лучший способ — уйти с головой в работу (тем более любимую), так и после провала нашей хоккейной сборной в Ванкувере наступающий плей-офф — лучший способ этот провал забыть.
После Ванкувера много раз задавался вопрос: «Снять Быкова и Захаркина теперь? Или потерпеть до конца сезона?». Считаю этот вопрос глупым. Не потому, что ответ «да или нет» так очевиден. Для меня «нет» очевидно, но всем я его не навязываю. Глупый этот вопрос по той причине, что 80 % процентов задающих его тут же, через запятую, декларируют, что «чемпионат мира для них — не соревнование». Стало быть, при желании это «снять» можно с одной-единственной аргументацией (проиграли Олимпиаду) муссировать вплоть до Сочи. Это эмоции. И больше ничего. Вековое русское «снять!» — как иллюзия решения проблемы. Хотя ни одна проблема голым «снять» отродясь еще не решалась…
Интересней другой вопрос. Станут ли теперь Быков и Захаркин как тренеры сборной заложниками результата выступления «Салавата» в плей-офф? Ведь уфимцы — фавориты в ничуть не меньшей степени, чем была наша сборная на Играх. В параллель с Запада идет СКА. Тем более там заокеанский тренер и пара-тройка «не взятых в Ванкувер». То есть имена Яшина и Зубова (а в какой-то мере и Сушинского) вполне в случае успеха питерцев могут дать повод еще «кольнуть» тренерский штаб нашей сборной… А про «Барри Смита на царство» — уже заговорили. Главным образом из-за того, что у нас в плане руководства сборной на слуху только «олдскул»-имена, но какая разница?
Клубный хоккей вообще ведь во многом градусом обязан поддержке «своих» в очень узком смысле. Эмоциональная подпитка будет необыкновенно сильной. И потому прессинг, под которым окажутся Быков с Захаркиным — нешуточный. И вопрос: «Не помешает ли возможное «нечемпионство» Уфы их дальнейшей работе в сборной?» имеет право на жизнь.
Но я все равно отвечу — нет. Потому что если это произойдет, это будет в еще большей степени злопыхательство, чем после Ванкувера. Конкретная альтернативная фигура с согласием ответить своей головой в случае, если «не станет лучше». Вот единственный довод, который я готов воспринять. Во что играет Уфа — ясно. Во что хотят играть Быков и Захаркин — тоже. И то, и другое до поры получалось. И мне непонятно: почему один неуспех должен сразу отобрать то, что нажито годами…
Поэтому мне лично очень хочется, чтобы Федерация хоккея России побыстрее перезаключила с ними контракт. Выразив, таким образом, доверие. При одном условии.
Должно появиться некое то ли интервью, то ли программное выступление наставников нашей команды. Лучше — Быкова. Потому что их (а Быкова — особенно) «недовысказанность» в последнее время создает ощущение закрытости. И этакого «чиха» на мнение всех остальных. Я не против «чиха» наставника национальной команды на комментарии в интернете. Но здесь — слишком много кирпичиков. От не слишком правдиво обставленного ухода из ЦСКА до кардинального изменения штаба (во всех смыслах) сборной под себя. То есть, с начала своей работы со сборной Быков и Захаркин имели очень много неприятелей «по неверию». Теперь они много неприятелей нажили. Это далеко не одно и то же. Но каждый косой взгляд — это «маленькая добавка в атмосферный столб, что на тебя давит».
А плей-офф — время, когда надо работать. Играть. А не интервью раздавать. Подозреваю, что тренеры сборной способны так если не ответить на возможный вопрос, то думать. И вот это будет ошибкой.
Пока же мне не кажется серьезной угроза карьере Быкова и Захаркина в сборной. Надо только сделать пару несложных шагов. Объяснить. И все. Я не считаю это титаническим трудом. Даже в плей-офф для этого вполне можно сыскать и время, и силы.
Хотя… Сколько раз на Руси маленькая проблема, не решаемая вовремя, росла-росла — и становилась громадной?
Нет проблем нерешаемых. Есть — непроговоренные.