• Таланты призывного возраста

    24.06.09 03:04

    Автор: Спорт день за днём

    В декабре 2003 года нападающий ЦСКА Николай Жердев «совершил побег» из расположения ЦСКА в «Коламбус». «Я решил уехать в Северную Америку сразу после того, как узнал, что меня перевели в пятую пятерку, — говорил Николай через несколько дней после побега. — После игры ЦСКА — «Амур», за которой мне пришлось наблюдать со стороны, я поехал домой. Утром вызвал такси, отправился в аэропорт и сел на самолет. После пересадки во Франк­фурте оказался в Канаде. По дороге позвонил своему агенту Александру Тыжных и сообщил, что решил уехать. Конфликта ни с Виктором, ни с Василием Тихоновыми не было. Просто мне без объяснения причин не давали играть. После отъезда я сам позвонил президенту ЦСКА Евгению Гинеру и попытался объяснить причину своего поступка. Мне показалось, что он все понял, а в качестве выхода предложил мне вернуться в ЦСКА и пообещал, что уволит Василия Тихонова. Мне было нужно время, чтобы все обдумать, но в результате я решил остаться».

    Заметим,что Жердев летом 2003 года прошел процедуру драфта, где его и выбрал в четвертом раунде «Коламбус», но собирался еще год отыграть в ЦСКА. Не сложилось.

    После некоторого шока российские хоккейные чиновники потребовали вернуть беглеца в Россию. Основной упор делался на то, что отъезд Жердева нарушил договор между Международной федерацией хоккея (ИИХФ) и НХЛ, по которому игрок, начавший сезон в чемпионате своей страны, должен закончить его и не имеет права до этого срока перебираться в НХЛ, кроме как с согласия своего клуба. Кроме того, журналистам сообщили, что Жердев проходил в ЦСКА действительную воинскую службу и его действия могли быть квалифицированы как дезертирство.

    Стороны несколько месяцев обменивались взаимными упреками, однако судьбу форварда в итоге доверили независимому арбитру — Штефану Нетцелю из спортивного арбитража в Лозанне.

    Решающим аргументом не в пользу ФХР Нетцель посчитал справку, которую представил российский адвокат Жердева Олег Сорокин. В бумаге, подписанной старшим помощником московского городского военного прокурора подполковником юстиции Олегом Зарубиным, говорилось, что Жердев был призван в ряды ВС в нарушение требований Положения о воинском учете. Представители российской стороны, узнав о справке, тут же отказались от утверждений, что Жердев был военнослужащим.

    Так Жердев подтвердил свое право играть в НХЛ, но обида и непонимание у него остались: «Мне кажется, что с 1989 года ничего не изменилось. Почему у хоккеистов по-прежнему возникают такие проблемы с армией? Почему в Канаде, США и в европейских странах игроки могут распоряжаться своей судьбой, а мы нет? У них контрактная система, и если не хочешь — не служи. У нас же чего только об армии в прессе не пишут — ребята убегают из частей, какие-то грабежи, убийства. Нужно что-то менять в армии, и в частности — в армейском спорте», — говорил Николай весной 2004 года. Кстати, через полгода после его отъезда 23% опрошенных считали его дезертиром, а 24% полагали, что он поступил правильно…

    А вот как развивалось «дело» Евгения Малкина — самого, пожалуй, талантливого нашего посланца в НХЛ после Александра Овечкина.

    7 августа 2006 года, в ночь с воскресенья на понедельник, руководство «Металлурга» подписало с Малкиным договор на один год, несмотря на желание того уехать за океан. Предыдущий контракт Малкина (до 30 апреля 2008 года) был аннулирован, а по условиям нового соглашения нападающий станет свободным агентом 1 мая 2007 года. 8 августа агент Малкина Джей Пи Бэрри заявил, что, несмотря на подписанный прошлым днем договор, все равно постарается увезти хоккеиста за океан. 13 августа Евгений покинул тренировочный сбор «Магнитки» с вещами и заграничным паспортом, в котором была проставлена американская виза с открытой датой. Это произошло в Финляндии, куда клуб прибыл на предсезонный сбор. 14 августа Геннадий Величкин заявил, что «Металлург» будет подавать в суд. 17 августа Малкин прислал в «Металлург» заявление об увольнении, однако генеральный директор «Металлурга» Геннадий Величкин назвал его грубой подделкой. 21 августа Малкин признался, что при подписании контракта на него сильно давили. «Я им без конца объяснял, что хочу уехать в НХЛ, что мне как игроку необходимо расти, что я обещал «Питтсбургу»… Но меня никто не хотел слушать. Они наседали со своими аргументами», — говорил Евгений. 5 сентября Малкин заключил контракт с «Питтсбургом» на $984,2 тыс. в год. 15 сентября Арбитраж ФХР запретил Малкину играть за российские и иностранные клубы до урегулирования контрактных взаимоотношений с «Металлургом».16 ноября Федеральный суд штата Нью-Йорк отказал в удовлетворении иска магнитогорскому «Металлургу».


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»