Что стоит за слухами о приглашении в сборную России Роберто Манчини и компании? Кто наиболее подходящий кандидат? Принято ли принципиальное решение о новом президенте РФС? В этих вопросах «Спорту» помогли разобраться эксперты — председатель правления Объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович, чемпион СССР и телекомментатор Дмитрий Градиленко, а также бывший наставник «Локомотива» Рашид Рахимов.
1. Насколько реальны применительно к сборной России кандидатуры Манчини, Капелло, Пранделли, Лева и Гвардьолы? Или это всего лишь слухи?
Гершкович: Достоверной информации у меня нет. Я ведь не работаю ни в сборной, ни в РФС, поэтому так же как и большинство, узнаю об этом из общих источников. Признаюсь, по поводу названных кандидатур у меня даже предположений никаких нет.
Градиленко: Уверен, что это, скорее всего, слухи. С трудом представляю, чтобы тренер, который только что вывел свою сборную в финал чемпионата Европы, приехал к нам. Тот же Пранделли разве ненормальный? Капелло — более вероятный вариант, но и то в силу его возраста. Итальянцу уже 66 лет, и если ему предложить сказочный контракт, вполне возможно, он в Россию приедет. Чтобы пару лет еще поработать и отправиться отдыхать до конца жизни куда-нибудь на Капри. Тем не менее вероятность этого оцениваю не выше чем в 10 процентов. Хотя после того, что произошло неделю назад на исполкоме РФС, еще раз убедился, что в России возможно все.
Рахимов: По моему мнению, это слухи. Надо все-таки реально смотреть на вещи и понимать, что тот же Лев востребован в одной из лучших сборных мира, с которой уже много лет добивается результата. Не представляю, чем его можно заманить в Россию.
Гвардьола с Капелло сейчас свободны, поэтому люди охотно верят информации о переговорах с ними. Но опять же: а надо ли это им самим? Ведь помимо финансовой стороны такие тренеры учитывают и возможности команды. В общем, сомневаюсь, что за этими сообщениями стоит что-то серьезное. Сегодня это нереально.
2. Кто из этих тренеров больше всего подходит для сборной России?
Гершкович: Никто. При том что все они высококлассные специалисты, в данной ситуации их у руля нашей национальной команды не представляю. Во-первых, работа в клубе и сборной кардинально различается, и далеко не факт, что у того же Гвардьолы и Манчини получится в новой роли себя проявить. Остальные трое знакомы со спецификой сборных команд, но Лев и Пранделли трудятся в родной стране, а Капелло, между прочим, в сборной Англии разговаривал на английском. Ведь за несколько дней подготовки существенно изменить физическое состояние команды или перестроить тактику невозможно, поэтому определяющим для успеха становится умение тренера мотивировать подопечных, объединить их одной целью, сказать кому-то особенные слова. А все это возможно лишь в том случае, если разговариваешь с футболистами на одном языке, без переводчика. Очень важно понимать менталитет российских игроков, знать их характеры и вообще глубоко владеть ситуацией в нашем футболе. Кроме того, наставник сборной должен заботиться о ее будущем, какие-то решения принимать на перспективу. Иностранцев же наше будущее не интересует. Правильно сказал Никита Симонян, что при всей своей квалификации Хиддинк с Адвокатом оставили за собой выжженную землю.
Градиленко: Мы сильно заблуждаемся, когда думаем, что титулованный иностранный тренер обязательно решит наши проблемы. Ни у кого из специалистов нет волшебной палочки, которая позволит выиграть чемпионат мира или поможет отобраться туда с первого места в отборочной группе. Думаю, гораздо больше нам бы подошел Славен Билич. Надо было только дать ему зарплату чуть побольше, чем у него была в сборной Хорватии. Но увы, мы опоздали. Возможно, подходящий вариант — бывший рулевой сборных Словении и Македонии Сречко Катанец. Эти специалисты хороши тем, что имеют весомый авторитет в футбольном мире и при этом хорошо представляют работу в национальной команде. К тому же их команды, как и сборная России, уступали по подбору игроков сильнейшим командам мира.
А предлагать запредельные суммы тем же Манчини, Капелло или еще кому-то считаю бессмысленной тратой денег.
Рахимов: В последние годы наш футбол сделал шаг вперед, вследствие чего возросли амбиции и мы хотим видеть у себя сильнейших специалистов мира. Это хорошо. Но надо все-таки оставаться реалистами. А у нас многие люди витают в облаках и необоснованно завышают возможности и соответственно ожидания от результатов сборной. Прогресс пока еще недостаточный для того, чтобы можно было сказать: «Достаточно позвать именитого тренера, и мы сделаем последний шаг к победе на чемпионате мира или Европы». Стоит признать, что сейчас это невозможно с любым тренером.
Сборная — это верхушка айсберга. А обращать внимание и вкладывать средства надо в фундамент — детский футбол, клубные академии, обучение тренеров. Вот когда эта система заработает, тогда и национальная команда окажется способна на принципиально другие результаты.
3. С тренером обещали определиться в ближайшие несколько недель. Означает ли это, что новый глава РФС уже известен, несмотря на то что формально он будет избран только в сентябре?
Гершкович: Я думаю, что нет. Возможно, кто-то уже всерьез рассматривается как наиболее вероятный кандидат на победу, но сомневаюсь, что даже в таком случае они могут вести работу по приглашению тренера для сборной. А с тренером как раз надо определяться как можно быстрее, ведь до единственной товарищеской игры перед отборочным турниром осталось чуть больше месяца. На мой взгляд, пока не выбран президент РФС, можно поручить его заместителю Никите Синоняну провести переговоры на предмет работы в сборной России.
Градиленко: Допускаю любой вариант. Может быть, принципиальное решение уже принято, но не исключаю и такого, что мы еще даже не всех кандидатов знаем.
Рахимов: Наверное, да. Вряд ли могут вестись переговоры с кандидатами на должность главного тренера сборной без понимания, кто потом возглавит РФС. Поэтому, скорее всего, тот, кто будет этим заниматься, имеет серьезные козыри вскоре стать преемником Фурсенко.