В середине недели футбольная Европа представила в серии товарищеских встреч почти всех участников грядущего Евро. Практически одномоментно. «Почти всех» — потому что сборной России в этом списке заявлено не было.
Велик искус сразу начать рассуждать о том, что у русских свой путь. И о том, чем этот путь, по просвещенному болельщицко-журналистскому мнению, нам аукнется. Рассуждать, понятно, с изрядной долей сарказма. Если играют, значит, это кому-нибудь нужно. А мы…
Я тоже поначалу, признаюсь, был близок к тому, чтобы проникнуться подобным настроением. А потом — остыл.
Вот, к примеру, Гус Хиддинк посетил матч шведов с Турцией. Удобно, — рядом же. Да и соперник по группе опять же. Сидит он — и видит… Что?
А то, что шведы вышли играть без трех лидеров. Имея (вернее, не имея) в центре поля примерно то же, что было и у нас весь отборочный цикл, — отсутствие чистого «опорника». Против турков. Да у них дома.
Нырнули шведы, оказалось, не так уж и глубоко. Отскочили. Но если б не Исакссон да Госпожа Удача — могли и должны были получить минимум парочку. Ну а будь наши на их месте, да получи эту самую парочку — мы бы сейчас все превратились в гневных обличителей. Но сколько было бы в этом обличении правды?
Были бы мы, скажем, французами. У французов ничья с Конго и проигрыш испанцам. Первый матч дублем, второй — «основой». Ноль забитых за три игровых часа. Да и моментов — как при прогнозе погоды, около нуля. Мы бы что потребовали сделать с тренером? Опять не взявшим Трезеге!
Были бы чехами, не забившими ничего ни дублю греков, ни «основе» поляков…
Или англичанами себя представить? Сыгравшими против швейцарцев ничуть не лучше, чем при Маккларене. Естественно, пока… Но это ж мы к чужим свое «пока» прикладываем. Тут легко быть и философичным, и терпеливым. А самих коснись?
Или хорваты, основой «сгоревшие» дома голландцам ровно с тем же разрывом в три гола, с которым годом раньше голландцам «сгорели» мы! Да куда угодно глянь — придирок будет в разы больше, чем поводов для восторга.
Думаю, выйди наша команда сейчас на какой-то выставочный матч, вряд ли мы были бы довольны итогом. И вряд ли обошлись бы без таких возможных в эту пору травм.
А шведов Гус посмотрел. Уже хорошо. Я, кстати, укрепился во мнении, что Швеция в нашей группе отнюдь не фаворит. Не из матча исходя, из него-то я выудил только то, что шведы (разумеется) играют с достоинством. Но без вселенской уверенности в своем превосходстве. Не игровом даже — психологическом. Меняют они кожу. И если их не сейчас (в смысле летом) обыгрывать — то когда? Если обыгрывать вообще.
Испанцы, проходив пешком весь первый тайм, убедили-таки и публику, и себя, и соперников-французов в своем праве контролировать мяч. Каковое (право) и принесло им в конце концов победный гол. Игра в целом напоминала вдвое замедленные первые сорок минут матча этих же сборных на чемпионате мира. Обеспокоило лично меня то, что Арагонес все же решил (и, видимо, будет так поступать и впредь) выпустить скопом Иньесту, Фабрегаса и Хави. Это верткое и техничное трио может создать недюжинные проблемы тому центру полузащиты, которым нынче располагаем мы. А вот на должность «главного опорного» все равно был избран уже месяц не тренирующийся в «Валенсии» Давид Албельда. Что, согласитесь, дает основания думать: Арагонес делает на него безусловную ставку. Надо полагать, некоторое количество вопросов по этому поводу пресса тренеру все же задаст.
Пожалуй, наиболее интересным с точки зрения названия для нас выглядел матч между греками и финнами. Наши, так сказать, соперники завтра и послезавтра. И тоже — никаких Америк не открыли. Из того, что греки, проводившие два матча дуплетом и именно с финнами сыгравшие «основой», уже сейчас прилично готовы физически, можно сделать два полярных вывода. Точнее один из двух. Кому какой нравится. Первый — «в Греции все есть». Второй — «пусть они лучше сейчас бегают, чем в июне». Ну а про то, что финны не подарок (час игрового времени весьма квалифицированно отбивали греческие атаки, а потом даже счет открыли, даром что проиграли в итоге), уже сто раз говорили. Мало если — вот сто первый. Коли по осени выйдем их шапками забрасывать, так сами и будем виноваты.