Единственный человек, который мог бы прояснить ситуацию с новым регламентом грядущего чемпионата России, – глава ФХР, председатель Комитета по физической культуре и спорту Государственной думы Владислав Третьяк. С ним и связался корреспондент «Спорта».
– Владислав Александрович, сколько же команд примет участие в предстоящем чемпионате страны?
– Пока не знаю. Больше того, это решение не будет моим, его примут все президенты клубов на своем совещании. Пока «рабочая» цифра – 19 команд.
– Пресса пестрит слухами о гигантских штрафах, которыми федерация обложит клубы, не пробившиеся в плей-офф…
– Начнем с того, что о штрафах и речи нет. Более того – никакой обязаловки.
– Простите, «добровольно-принудительно», это мы уже проходили.
– Совершенно верно. И поскольку мы с вами «выпускники одной школы», то этот урок я тоже хорошо усвоил и гарантирую вам: ничего подобного не будет. Давайте от печки.
– Весь внимание.
– Хоккей – приоритетный вид спорта в нашей стране, мы и с президентом России только что об этом говорили, он это прекрасно понимает и обещал поддержку развития этой игры в стране. Хоккей – это не личное увлечение председателя Комитета по физической культуре и спорту ГД и главы соответствующего правительственного комитета, хоккей в России – любовь миллионов людей. Собственно говоря, это очень давно было совершенно очевидно, а прошедший в Москве чемпионат мира это просто в очередной раз наглядно подтвердил. Вместе с тем у нас весьма неприглядная ситуация наблюдается: у нас катков соответствующего уровня меньше, чем в такой, скажем, стране, как Япония, которую при всем уважении сложно отнести к хоккейным державам. Принята программа развития этого вида спорта. В первую очередь в регионах. Нет катков, скажем, в Пскове, Мурманске, это же дико – северный город, и нет условий для занятий хоккеем. Фундамент этой государственной программы, одобренной президентом, – строительство катков вместимостью не менее 5500 зрителей. И они будут возводиться!
– Прекрасно. Давайте перейдем к деньгам.
– А мы уже перешли. Представьте себе, что вы бизнесмен или мэр города и построили каток.
– С трудом, но попробую представить.
– Итак, вы вложили очень большие деньги, а команда, которая в этом Дворце спорта играет, покинула суперлигу. Трибуны пустуют, вы несете огромные убытки. Еще раз обращаю ваше внимание: никакой обязаловки! Если вы считаете, что зрители придут и на матчи турнира рангом ниже, что вам так выгоднее, ваше право и ваш выбор. Клуб покидает суперлигу, и ни копейки вы никому не платите. Но вам предлагается соломинка в виде взноса, размер которого пока точно не определен. Возможно, 15 миллионов рублей, но, скорее всего, он будет дифференцирован. Вы вносите деньги, и команда остается в суперлиге. Чем ниже занятое командой место, тем больше величина взноса. И взноса, а не штрафа, потому что Федерация хоккея с этих денег не получит ни одной копейки! Деньги пойдут пропорционально в пользу клубов, занявших высокие места. То есть наша идея заключается в том, что не все рискнут вкладывать средства в строительство катков без уверенности в том, что их земляки смогут наблюдать в этих спортсооружениях хоккей высшего уровня больше одного сезона. Это – поддержка тем, кто откликнется на наш призыв, – строить.
– Но нет ли в этом некоторого нарушения спортивного принципа?
– Какое может быть нарушение спортивного принципа, если речь идет о массовом развитии хоккея по всей стране, о том, чтобы сделать его достоянием не только крупнейших городов России, но и небольших, чьи жители любят игру ничуть не меньше. Детвора по всей стране получит возможность заниматься хоккеем. Это ли не высший спортивный принцип? Вспомним к тому же, что в таких знаменитых лигах, как НХЛ и НБА, вообще ротация клубов не предусмотрена. И еще раз уточню: размер этих взносов будет определен коллективно президентами клубов, людьми заинтересованными. Так что все это, убежден, для хоккея и во имя хоккея.