Олимпийский хоккейный турнир в России едва добрался до своей середины, а уже началась схватка за будущие Игры — в Корее. Ведут их два монстра — НХЛ и ИИХФ, — и, как показала встреча во вторник, противоборствующие стороны по-прежнему пока находятся на разных полюсах. Хотя, конечно, пример Сочи убедил, что найти компромисс при желании можно.
О Корее думать рано
Ибо, как признался глава заокеанской лиги Гарри Беттмэн, здесь ему понравилось:
— Мы очень рады находиться в Сочи. Я не могу не выразить свое восхищение объектами прибрежного кластера. Здесь созданы все условия для успешного проведения олимпийского турнира. Спасибо, что пригласили нас участвовать в этих Играх. У нас прекрасные отношения друг с другом — и с ИИХФ, и с МОК. Мы с нетерпением ждем старта плей-офф — уверен, это будет потрясающее зрелище. Хотел бы поблагодарить игроков НХЛ за то, что они делают как на льду, так и за пределами арен, — признался Беттмэн.
— До сих пор все шло просто замечательно, — добавил президент профсоюза игроков НХЛ Дональд Фер. — Иногда на международных турнирах получаю от хоккеистов некоторые жалобы, но тут все обходится без проблем. Надеюсь, так будет продолжаться до конца Олимпиады.
— Какие у вас планы на Игры в Южной Корее через четыре года? Поедете ли вы туда? — с места в карьер начали журналисты атаку на Беттмэна.
— Мы не обсуждали этот вопрос и не планируем его обсуждать, пока находимся здесь, в Сочи. В России мы хотим насладиться прекрасным хоккеем. Я видел за последнее время много комментариев по этому вопросу: и устных, и письменных. Дело в том, что не было сказано ничего конкретного за эти дни. Журналисты высказывают разнообразные мнения. Можно найти сотни за и против участия энхаэловцев в Олимпиадах. Но пока мы не собираемся делать никаких официальных заявлений, а просто наслаждаемся прекрасным хоккейным турниром.
— С нашей точки зрения, определен четкий процесс обсуждения вопроса, — отметил Фер. — За определенный период до начала Игр мы должны пообщаться с игроками и понять, чего бы они хотели от нас, от профсоюза. Услышав мнения, мы начинаем над этим работать.
— Впрочем, этот процесс вообще может не начаться, если игроки НХЛ не захотят играть на Олимпийских играх, — добавил Беттмэн то ли с надеждой, то ли с сожалением. — Сейчас мы здесь, потому что у этих турниров есть история, великая история. Наши хоккеисты — хоккеисты НХЛ — хотят представлять свои страны и бороться за свои страны. Если вдруг игроки скажут, что не хотят выступать на олимпийских турнирах, мы никогда их не будем заставлять. Так же как и в любых других соревнованиях.
Звезды НХЛ живут в Олимпийской деревне, и им никто ничего не платит
— Мистер Беттмэн, а было ли что-то в Сочи, что могло изменить вашу позицию по отношению НХЛ к Олимпийским играм?
— Все, что пока мы здесь видим и слышим, просто замечательно. У нас потрясающее ощущение от участия в этой Олимпиаде. Но решение по вопросу об Играх в Корее нам надо принимать совместно — вместе с профсоюзом, игроками и ИИХФ.
— Все-таки создается впечатление, что лига вопросы по Олимпиадам решает в одностороннем порядке. И в какой все-таки срок вы планируете определиться с поездкой в Пхенчхан?
— Односторонними отношения не могут быть. Они всегда двусторонние. Мы очень четко даем понять, что решения принимаются нами всегда совместно. Это не плохо и не хорошо. Это факт. Всегда принимаем сбалансированные решения, оценив масштаб того, что нам предстоит. Мы двигаемся поступательно. Что касается следующей Олимпиады, то мы должны помнить, что разница во времени — всегда серьезная проблема: если у Северной Америки девять часов разницы с Сочи, то с Кореей будет уже двенадцать. Зрителям США и Канады очень неудобно, но сделать ничего нельзя — приходится мириться с этим.
— Как вообще проходит процесс переговоров? И может, допустим, лига сказать, что пропускает, к примеру, Олимпиады 2018 и 2022 годов?
— Мы уже принимаем участие в пятых Играх. И, считаю, этот процесс не должен быть как-то лимитирован. На протяжении двадцати лет мы ведем дискуссии. Ищем оптимальные условия: и для нас, и для игроков, и для Международной федерации хоккея. Совместное решение должно быть принято в интересах всех сторон. И очень важно, что игроки скажут. Должны мы получить согласия и клубов, учитывая их интересы. Понятно, что Рене (Фазель. — «Спорт День за Днем») хочет прямо сейчас услышать, что мы поедем в Пхенчхан. Но и он понимает, что это нужно решать совместно с Оргкомитетом Кореи, с игроками. Кто-то уже написал, что якобы корейцы не хотят платить за приезд энхаэловцев. Но наша лига никогда не требовала денег за приезд на Олимпиаду игроков НХЛ. Хоккеисты несут материальные затраты, но они согласны идти на это… Мы все-таки хотим дать понять, что наш приоритет сегодня — Игры в Сочи и данный хоккейный турнир. А что будет дальше — посмотрим. И, конечно, про 2022 год мы вообще не думаем. Слишком далеко. Надо двигаться поступательно. Решать текущие вопросы. Поверьте, через восемь лет мой пост будет занимать кто-то другой, и игроки тогда будут уже совсем другие. И то поколение будет решать, нужна ему Олимпиада или нет. А сейчас нынешним игрокам необходимо сконцентрироваться на сочинском турнире, где нас ждет — я уверен — и дальше потрясающий хоккей… Этот процесс не нужно торопить. Думаю, все это понимают.
— Есть сообщения, что отдельные звезды не живут в Олимпийской деревне, — добавил Фер. — Это не так. Все игроки расквартированы там. И НХЛ не платит ребятам за участие в Олимпиадах. Да и наш профсоюз им тоже не доплачивает. И, как сказал Гарри, только игроки решают, приезжать им на Олимпиаду или нет. Если они откажутся, то даже Беттмэн не сможет их заставить туда ехать. Вы представьте себе: хоккеисты только в воскресенье заканчивают турнир, а уже в среду возобновляется чемпионат НХЛ. Разница во времени у Сочи с западным побережьем составляет двенадцать часов. Понимаете, какая это нагрузка на организм! И я действительно благодарен хоккеистам, идущим на такие усилия — ради своих стран. Они заслуживают уважения. Мы ими бесконечно гордимся. В том числе и теми, кто выступает в Европе.
Доходы с билетов — пустяк. Деньги приносят телетрансляции
— Как все-таки достичь на Играх оптимального баланса бизнеса и спорта?
— Тут нет никакого конфликта. Вопрос бизнеса и финансов возникает всегда с двух сторон. Если вернуться к Ванкуверу, то там сорок процентов проданных билетов на Олимпиаду пришлось на хоккей. И около семидесяти процентов доходов этих Игр тоже было добыто с помощью хоккейного турнира. Таким образом, наш вид спорта — главное событие этих соревнований. Я не хочу вдаваться во все плюсы и минусы олимпийских турниров — это обсуждалось сотни раз. Мы здесь, в Сочи, потому что нам приятно присутствовать на этом турнире. Что будет дальше? Посмотрим и примем решение, а затем станем двигаться поступательно — как это было уже много раз, когда мы принимали участие в Играх.
Как только речь зашла о деньгах, в дискуссию вступил сразу же оживившийся президент ИИХФ Рене Фазель:
— Позвольте добавить, у меня есть цифры по Ванкуверу, — заметил швейцарец. — Операционный бюджет этой Олимпиады — два миллиарда канадских долларов. Доходы же с билетов тех Игр на все соревнования — 280 миллионов. Это очень маленькая цифра. К примеру, МОК заплатил Оргкомитету около 700 миллионов, чтобы доказать, что продажа билетов не самое важное. Намного важнее прибыль от продаж телетрансляций.
И тут же, чтобы не обострять отношения, Фазель пообещал, что женский хоккей, который по-настоящему популярен только в США и Канаде, никогда не будет исключен из программы зимних Игр.
Думать будут столько, сколько захотят
Дальше опять началась атака на Беттмэна.
— Мистер комиссионер, назовите срок, когда вы примете решение по Олимпиаде-2018.
— Я мог бы назвать любые цифры, но они вряд ли будут иметь какую-то ценность. В любом случае мы готовы ждать столько времени, сколько потребуется, чтобы игроки определились, чего они хотят. Сколько им потребуется — столько и дадим. Пускай они обсудят ситуацию со своими семьями, узнав всю информацию о предстоящем турнире… Надеюсь, что за шесть месяцев до начала Олимпиады мы определимся. Надеемся, все получится.
Следующий вопрос предназначался одновременно и Беттмэну, и Феру. Их спросили, могут ли они представить сценарий, при котором НХЛ не будет принимать участие в ближайших Олимпиадах.
Беттмэн в ответ засмеялся:
— Я точно знаю, что скажет господин Фазель. О том, что мы хотим заменить олимпийский турнир Кубком мира или каким-то похожим мероприятием. Впрочем, тут он отчасти прав. Мы действительно всерьез задумываемся об этих турнирах. Но не в ущерб Олимпиаде.
— Мы прежде всего обсудим этот вопрос с игроками, — сказал Фер. — Я в свое время согласился занять эту должность по двум причинам: во-первых, я очень люблю этих игроков и готов помогать им во всем. Во-вторых, я начал понимать эту игру и, думаю, что способен развивать ее и на международном уровне. Нам приходится решать на этом уровне… Считаю, никто не может предсказать, что будет, если энхаэловцы не примут участия в Олимпиадах. Тут какие-то прогнозы делать нельзя. Вариантов огромное количество.
Кубок мира — в перспективе. Заокеанские судьи — реальность
Следующий вопрос предназначался непосредственно Фазелю:
— Десять лет назад национальные федерации, ИИХФ и НХЛ заключили коллективное соглашение о трансфере игроков из Европы. Не хотите ли вы, чтобы НХЛ гарантировала участие игроков не только в Олимпиадах, но и в чемпионатах мира, например?
— Я рад, что игроки хотят участвовать в Олимпиадах, — сказал швейцарец. — И что для хоккеиста нет большей радости, чем получить золото Игр. Ну разве только добыть Кубок Стэнли (улыбается). У нас долгая история отношений с Беттмэном, мы знакомы уже больше двадцати лет, и я не хочу его обидеть. Но справедливости ради стоит отметить, что лучший клуб НХЛ определяется каждый сезон, а олимпийская медаль вручается раз в четыре года. Это совсем другое. Вы только посмотрите на их лица в воскресенье, когда одна из сборных заработает золото.
Интересовали народ и перспективы возрождения Кубка мира.
— Могу ответить очень четко, — сообщил Беттмэн. — У нас был ряд дискуссий, и они еще продолжаются. Когда будет достигнуто соглашение? Думаю, нескоро. И точно не сегодня.
— Многие считают, что неправильно, когда матчи с участием сборных Канады и США обслуживают судьи из тех же стран, работающие в НХЛ. Скандал, в частности, вызвал незасчитанный гол Тютина в ворота американцев…
— Зря в России так волнуются из-за этого. Там от арбитра из США вообще ничего не зависело. Решение принимал судья-видеогол, отвечающий за повторы. Мы будем и дальше настаивать на назначении арбитров из НХЛ на матчи сборных США и Канады. Ведь правила нашей лиги и ИИХФ немного отличаются.
Сочи