Начать описание коучей, относимых к данной категории, надо с заслуженного строителя татарского футбола Курбана Бердыева. Он начинал с нуля и выстроил клуб, способный достойно биться с самой «Барсой». Потому что скрупулезен, систематичен и последователен. Стремится двигаться в этой жизни пусть небольшими шагами, но только вперед. Не предаваясь излишним эмоциям, пусть даже порой кто-то и вынимает краеугольные камни из построенной им стены. Такие скромные и трудолюбивые люди и построили в свое время Самарканд и Бухару, красивейшие города Азии.
Еще один заслуженный строитель – Юрий Красножан. И он привык работать без шума и пыли, в трудных условиях. И команда, исходно казавшаяся бесперспективной и кризисной, вдруг становится и эффективной, и интересной. И в Нальчике, и теперь в «Локомотиве» сразу становятся видны нанесенные рукой мастера штрихи. Спокойный и надежный, он в короткий срок способен донести свои мысли до футболистов. Не хватает (или не хватало) Красножану амбиций. Все-таки одно дело – строить фазенду, другое – дворец.
Леонид Слуцкий по теоретической оснащенности должен быть отнесен, вероятно, даже не к строителям, а инженерам-технологам. В его построениях всегда присутствует некий налет последней футбольной моды. Тем более что материал для строительства у него первоклассный. Уж он-то точно возводит дворцы. Вот только на взгляд со стороны порой кажется, что одухотворенность и энтузиазм инженера порой мешают ему самому: найти нужный контакт внутри команды, найти нужное место для того или иного кирпичика (игрока).
Рашид Рахимов – прораб, строящий строго по чертежам. Как игру, так и игроков. Лекала не такие модные, как у Слуцкого, но вполне надежные. Кому-то эти схемы позволяют выйти на предел мощностей, а кого-то сковывают. Возможно, именно поэтому ему удается достаточно успешно держать на плаву финансово не вполне благополучный «Амкар» – за счет дисциплины и поголовной грамотности. И не удалось добиться воплощения своих идей в звездном «Локомотиве», где ряд футболистов в эти схемы не вписывались – то ли по уровню мастерства, то ли по характеру поведения.
Александр Тарханов всегда предпочитал строить изящные конструкции, его тянет бразильская архитектура, этакий футбольный Нимейер. Отсюда ажурность, упор на технику при постановке игры. При внутренней свободе конструкции в целом – тут тебе и неожиданные виньетки, и колонны, и портик ниоткуда. Увы, архитектор не вполне доверяет своему строительному материалу. И оттого порой списывает на его, материала, низкое качество ненадежность конструкции в целом…
Гаджи Гаджиев за свою жизнь выстроил не одно солидное творение: от игровых моделей, эффективных как для провинциального клуба, так и для сборной, победившей на Олимпиаде, – до футбольной инфраструктуры в склонной скорее к борьбе, а не к ножному мячу республике. По его теоретическим разработкам учатся другие наставники. Так что фундаментальность и аналитичность, стремление умом охватить великую игру – его определяющие качества. А еще интеллигентность и твердость руки. Последние годы Гаджиеву приходилось творить в условиях дефицита материалов, но сейчас появились новые возможности. Очень интересно посмотреть, как ему удастся вписать в новую постройку в южном стиле «золотой кирпичик». Задачка – для истинно мудрых людей…
Ну, а завершает сей раздел, конечно же, тренер-чемпион Лучано Спаллетти. Во время работы в Италии удивляло его умение строить надежные и красивые игровые дворцы из качественного, но очень даже не беспроблемного материала. Тренер, умеющий найти общий язык с Тотти, встроить его в четкую футбольную концепцию, заслуживает аплодисментов и как строитель, и как мотиватор-педагог. То же самое ему удалось сделать и в «Зените», сцементировав очень и очень непростых в общении тамошних звезд единой моделью. При этом тренер, словно добрый отец, всегда на стороне «порой шкодящих детей», а они отвечают ему полной самоотдачей на поле.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №11 (30 марта — 5 апреля 2011 г.)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.