Поединок в Элисте между 10-м чемпионом мира по шахматам Борисом Спасским и Виктором Корчным отлично вписывается в концепцию «шоу ностальжи». Матч из 8 партий посвящен 400-летию добровольного вхождения Калмыкии в состав России, но в шутку называют и другую круглую дату: в 2009 году Корчной и Спасский могли бы отметить «объединенный» 150-летний юбилей (Виктору Львовичу 78 лет, Борису Васильевичу — 72). Легендарные гроссмейстеры играют на той же сцене, где в 2006 году сражались Топалов с Крамником, но защитный экран на сей раз не понадобился, игроков и зрителей не «прозванивают» миноискателями: атмосфера на матче гораздо более спокойная, доброжелательная, корректная.
Несмотря на почтенный возраст, Корчной ведет очень активный образ жизни: постоянно участвует в турнирах, дает сеансы одновременной игры. В Элисту он отправился прямо из Лондона, где работал комментатором на турнире с участием Карлсена и Крамника. В московском аэропорту Внуково к Виктору Львовичу и его жене Петре Лееверик присоединилась группа из 25 человек — судьи, журналисты, гости матча. Увы, из-за сильного ветра и снегопада рейс на Элисту был отменен, и нам пришлось целый день просидеть на чемоданах. Корчной ни словом не высказал своего неудовольствия, охотно общался с людьми, а Петра тихонько разгадывала сканворды. На перекладных через Ставрополь Корчной с супругой добрались до Сити-Чесс в два часа ночи. Основная группа прибыла на место еще позже, прямо к завтраку. В кафе встретили Спасского в толстом свитере. Приветствуя знакомых, экс-чемпион пошутил: «Я челюскинец, уже три дня сижу в Элисте».
Борис Васильевич давно прекратил турнирные выступления. Однако он охотно передает опыт юным шахматистам, часто приезжает в город Сатка Челябинской области, где работает его школа. Для поддержания формы, сохраняя инкогнито, играет в блиц и даже по переписке.
И все-таки обычную игровую практику никакой Интернет не заменит. В первой партии Спасский, добившись черными небольшого перевеса, предложил ничью. Несмотря на недосып и усталость с дороги, воинственный Корчной захотел продолжить борьбу. Десятому чемпиону следовало поддерживать давление и стремиться к инициативе, а он решил вызвать упрощения и добиться ничьей «с позиции слабости». Однако просмотрел несколько сильных ходов соперника и проиграл.
Самое интересное для зрителей наступает, когда гроссмейстеры заканчивают игру и прямо на месте приступают к разбору партии: можно тихонечко подняться на сцену и посмотреть, как анализируют великие мастера. Во втором поединке, завершившемся вничью, у Спасского была заманчивая позиционная жертва пешки, пойти на которую он не решился. Как оказалось, Корчной эту возможность вообще не видел, и в анализе ему было очень нелегко защищаться. Добродушно улыбаясь, Борис Васильевич признался: «В прошлой жизни я бы, конечно, пожертвовал пешку, а сейчас у меня нет таких амбиций».