Мы уже как-то свыклись с тем, что отечественные футболисты нам только и интересны, в европейские клубы их не приглашают. В сборной один легионер — Денис Черышев, но он, скорее, «испанец», во всяком случае, по футбольному образованию. А вот в наших командах множество иностранных мастеров, причем не только в премьер-лиге. Было бы и еще больше, но мешает лимит. Мешает и очень сильно раздражает. Руководителей ряда клубов да и всего нашего футбола в целом.
Формула лимита и формула состава
Они спорят до хрипоты, доказывая, что от лимита необходимо срочно отказаться, ибо беды все от него. Из-за нехватки легионеров российские клубы не лучшим, мягко говоря, образом выступают в еврокубках. Послушать некоторых наших футбольных менеджеров, так и национальная сборная страдает из-за лимита. Правда, Станислав Черчесов еле-еле наскреб по сусекам защитников для участия в мировом первенстве, у нас-то в обороне преимущественно иностранцы, даже в командах-аутсайдерах, но это никого не смущает. Наиболее горячие головы настаивают на полной отмене лимита. Склонные к компромиссу предлагают просто его существенно ослабить, согласно пресловутой формуле «10+15».
Тут-то мы, полагаю, и увидим стартовые составы большинства команд РФПЛ, по иной несколько формуле укомплектованные: «10+1» — 10 легионеров и голкипер с российским паспортом.
Мы уже слышали перед мировым первенством, что Россия — страна не футбольная, откуда в такой приличным игрокам взяться? Только с миру по нитке собирать. В смысле приобретать. Раз уж своих нет.
Футбольная страна
Праздник закончится — стадионы опустеют?
Что показал мундиаль? Выяснилось (хоть это было понятно и до него), что страна мы самая что ни на есть футбольная. Во всех смыслах. В первую очередь, любит российский народ эту игру, очень любит. Что тоже сомнений не вызывало. Некоторой неожиданностью для многих стало то, что наши футболисты добились международного признания. Причем не только командой. У нас, оказывается, есть очень индивидуально сильные мастера. Их, как выяснилось, хотят видеть тренеры многих уважаемых в Европе клубов. Сейчас на страницах СМИ уже ведутся споры: купят, не купят, захотят ли сами россияне…
Сейчас речь не об этом. Нам внушали, что единственный шанс для отечественных футболистов хоть немного подтянуться в классе, это тренироваться и играть рядом с зарубежными мастерами.
Выяснилось, причем выяснилось на поле, в жарких схватках мирового первенства, что у нас многие сами с усами. Это, кстати, и о тренерах в том числе. Ставка на иностранных специалистов не выглядит больше панацеей.
Где вы, учителя?
Сборная России наконец-то скаканула вверх в рейтинг-листе ФИФА. О наших мастерах заговорили в Европе. А вот уровень отечественного футбольного первенства по-прежнему оставляет желать лучшего, и это ни для кого не тайна. Это означает, что звезды в наши клубы, даже в ведущие, не поедут. Что, кстати, мы и наблюдали все эти годы легионерского засилья. Да, российская футбольная молодежь могла расти, наблюдая за Халком, Акселем Витселем, Матье Вальбуэна, Кевином Кураньи, Самюэлем Это'О… Но этот перечень крайне невелик. В основном приезжали игроки весьма и весьма среднего уровня, чье появление в составах команд откровенно удивляло, наводя на грустные размышления о приоритетах селекционной работы. Лучше российских конкурентов они не выглядели.
Кредит доверия к легионерам у нас очень высок. Вероятно, это надо именовать как-то по-другому. За иностранного футболиста выложены немалые, а подчас просто огромные деньги. Посадишь его на лавку — начнутся нелицеприятные вопросы. В ходе чемпионата мира выяснилось (и спасибо Черчесову за это), что учиться, оказывается, можно и у российских футболистов. Илья Кутепов успел поиграть с итальянцем Сальваторе Бокетти, турком Сердаром Таски, с другими легионерами, но резкого прогресса в мастерстве добился, лишь начав выступать в паре с Сергеем Игнашевичем.
Конкуренция есть
Очень широко распространенный аргумент сторонников ослабления или отмены лимита: из-за его наличия непомерно раздуты цены на отечественную футбольную молодежь. Тут удивительнее всего то, что жалуются на подобное явление руководители клубов. Они же эти цены и вздувают, о рыночных механизмах говорить не приходится. Россияне, дескать, получают места в основных составах исключительно благодаря лимиту, без всякой конкуренции.
Гаджи Гаджиев: Если бы чемпионат мира начался позже, Черчесов обратил бы внимание на Идову
Но вот в «Зените», например, в минувшем сезоне выпускники петербургских футбольных школ задействованы не были. Уже довольно давно вовсю работает клубная академия. Выпускает футболистов СШОР «Зенит». Есть и другие школы. Станислав Черчесов, готовя команду и экспериментируя с составом, приглашал в сборную России трех воспитанников школы «Зенит»: Павла Могилевца, Максима Канунникова и Сергея Петрова. Ни один из них не смог заиграть в родном городе. Никто из них не стремился его покинуть, напротив! Ситуация вынудила. Так есть конкуренция для российских футболистов?
Аналогичный расклад и со спартаковской молодежью. Да и в других клубах картина схожая.
А между тем есть и еще одно важное наследие российского чемпионата мира, о котором мы должны беспокоиться: отстроенные к турниру современные стадионы. К турниру — не означает, что для его проведения и точка. Нет, они должны служить нашему футболу, способствовать его развитию. Они должны заполняться.
Барьер качества
Болельщики предпочитают ходить на своих, это не бином Ньютона. Если наши футбольные руководители сейчас вновь займутся столь привлекательным для них шопингом, притоку зрителей на новых аренах это совершенно точно не поспособствует, скорее наоборот.
Очень бы не хотелось, чтобы про нынешний успех сборной наши внуки вспоминали, как нынче мы про четвертьфинал сборной СССР 32 года назад. В команде перспективные молодые полузащитники, силу которых признали все специалисты. Оказывается, мы и в обороне можем играть, у нас и защитники подрастают. Сборная обязана развиваться и прогрессировать, тем более что и часть матчей предстоящего Евро-2020 пройдет в России, а наши команды дома смотрятся предпочтительнее, чем в гостях.
Значит, нам и дальше необходимо делать ставку на воспитание собственной футбольной молодежи. Это отнюдь не означает, что нужно вовсе отказаться от услуг легионеров. Но подходить к вопросу следует тщательно и взвешенно. Оптовые закупки принесут только один вред. Подлинные профессионалы необходимы. Поэтому я за ужесточение лимита численного и за введение лимита качественного. Барьер на пути футбольной посредственности в России необходим.
И это прямое следствие чемпионата мира. В этом один из важнейших уроков мундиаля.
Использованы фото: EPA/Vostock-photo