О 16 клубах российской футбольной премьер-лиги наши читатели знают практически все. Но ведь есть еще и 17-я команда – команда букмекеров, чье влияние на ход чемпионата в прошлом году было как никогда велико. Футболисты нервно изучали котировки контор, менеджеры команд прощупывали верхний потолок сумм ставок, пан Петржела в отсутствие жены зачастую «просаживал» часть зарплаты, играя с тотализатором. Да и сами букмекеры активно выступали в СМИ, раздавая откровенные интервью, козыряли «фактами» и даже проводили расследования. А началось все с коэффициентов. Так получалось, что команд-соседей по турнирной таблице букмекеры перед матчем зачастую определяли как «Барселону» и «Терек», Давида и Голиафа, Жириновского и Серегу. На фаворита коэффициент колебался от 1,05 до 1,10. Если кто-то и хотел выиграть больше денег, то вынужден был ставить на фаворита с форой мячей -1,5 (команда должна была выиграть в 2 гола или более). Просмотрев весь список «странных» матчей, можно прийти к выводу, что фора -1,5 была проигрышной в 95 процентах случаев. Команда-фаворит неизменно выигрывала матч в один гол.
Лондонская диверсия
В конце октября спортивные газеты пестрили заголовками по поводу того, что лондонская биржа ставок Betfair проведет собственное расследование по матчу «Луч» – «Томь», завершившемуся со счетом 2:1 в пользу хозяев. На эту игру было поставлено 832 000 фунтов стерлингов. Для подобных встреч это гигантская сумма. К сожалению, а может быть и к счастью, британские сыщики Скотленд-Ярда на Дальнем Востоке замечены не были. Да и ни к чему это было. Ведь вскоре у них появилась работа посолиднее. Искать след полония по всей Европе куда полезнее для здоровья, чем заглядывать в глаза наставнику «Луча» Сергею Павлову.
Результаты расследования всем известны: «изучили фамилии...группа лиц… суммы ставок были небольшие… матч был чист». Вот и все! Хотя давайте проведем небольшой математический подсчет. Перед экспериментом сразу оговорюсь: европейцам неинтересен наш чемпионат, поэтому их долю в сумме ставок на этот матч будем считать небольшой. Учтем также, что в условиях России средняя сумма ставки около 100 фунтов. Разделив общее количество поставленных денег на среднюю сумму ставки, мы получим 8 тысяч человек, «вложившихся» в этот матч. Учитывая, что ввод и вывод денег с биржи Betfair все еще проблемное занятие для россиянина, то даже показатель в тысячу человек выглядит нереальным. Тогда что это за «небольшие суммы ставок» и что за «группа лиц»?
Дешевый пиар – официальная версия действий биржи Betfair. На самом деле это отговорка для бедных, прозвучавшая от российских букмекеров. Биржа Betfair – очень мощная и богатая организация. Потратить деньги на рекламу для них все равно что купить пачку сигарет в местном киоске. Стали бы они рисковать своей репутацией и делать голословные обвинения? Конечно нет!
Сообщение биржи Betfair было направлено не журналистам, не болельщикам и даже не футболистам «Луча» и «Томи», а… российским букмекерам! Для многих не секрет, что у российских букмекеров имеются счета на бирже и этими счетами они активно пользуются. Фактами не располагаю, но это объясняется кучей причин, о которых нетрудно догадаться. Подобная ситуация нарушает всяческие негласные принципы ведения честной конкуренции. Тем самым люди из Betfair дали четко понять нашим букмекерам: «Не влезайте!» Слово «расследование» нужно интерпретировать как «чистка».
Тут нет ничего криминального. Физически воздействовать европейцы не собираются. Это не их метод. К тому же они не жили в России в 90-е годы. Просто-напросто руководители биржи пригрозили позакрывать счета всех сомнительных личностей. Это было первое китайское предупреждение.
Из грязи в князи
В минувшем году нам довелось не раз читать выступления букмекеров на страницах спортивных газет. Все они – представители довольно мелких контор, которым необходима бесплатная реклама для привлечения игроков. Крупные букмекеры никогда не выйдут с комментариями в СМИ. У них есть собственные методы и рычаги управления.
Тем забавнее было смотреть, как букмекеры рассказывают о договорных играх и способах борьбы с ними. Эту роль в прошедшем году взяла на себя одна не очень большая контора, засветившаяся практически во всех СМИ. Тем самым она неплохо пропиарилась, так и не предоставив никаких доказательств по договорным играм. Просто потому, что этих самых доказательств у нее нет. Ручки коротковаты да и возможности не те.
Третий глаз
Букмекерские аналитики используют самые обычные источники информации (СМИ, слухи, донесения и т. д.) при составлении коэффициентов на спортивное событие. На их пульте управления находится также информация обо всех «странных» ставках, что, бесспорно, тоже играет свою роль. Вся нехитрая схема определения возможных «договорняков» через коэффициенты заключается в этом. Информация – важнейший козырь в ставках на спорт. Однако не стоит исключать и вариант дополнительной осведомленности букмекеров, так как инсайдерская информация – столь же значимый инструмент.
Так же наивно представлять всех букмекеров монолитным коллективом. Например, существуют «теневые» букмекеры. Они неподконтрольны ни государству, ни спортивным организациям. Ставки у них ценою в жизнь, и зачастую они сами покупают матчи. Это не мой вымысел – есть конкретные случаи разоблачения подобных синдикатов. Вот почему ФИФА так плотно сотрудничает с легальными букмекерами, а некоторые футбольные организации выступают против букмекеров как спонсоров команд.
Букмекерский бизнес – бизнес многомиллиардный. Глупо надеяться, что все букмекеры – честные люди, играющие по правилам. Там, где крутятся большие деньги, всегда есть место «грязным» играм. Заинтересованность некоторых букмекеров в чистоте спорта – такая же ложь, как и заинтересованность отдельных чиновников в ужесточении мер по борьбе с коррупцией.
На правильном пути?
Если мы допускаем «легальное» финансовое стимулирование третьей стороной (командой, не участвующей в матче, но заинтересованной в его исходе), то почему мы должны отвергать стимулирование команд со стороны букмекеров? Интересную историю мне рассказывал один знакомый футболист. Когда он играл в конце 90-х в одной европейской развивающейся стране, представители букмекеров зачастую перебивали цену соперника на исход матча. Причем делалось это в довольно циничной манере: в раздевалку перед игрой приходил человек с сумкой денег.
В наши дни букмекеры выступают спонсорами многих ведущих команд Европы. На майках этих команд красуются их пестрые названия. Конечно, это не больше чем реклама. Но со временем эта реклама может перерасти в нечто большее. Из-за чего порой становится страшно….